Окно в цифровое будущее: российские библиотеки впервые провели неделю технологий

Антон Петрунин

С 26 ноября по 2 декабря 2021 года в российских библиотеках состоялась первая «Молодёжная неделя цифровых технологий» — акция, охватившая практически все регионы страны и ставшая важной отметкой на пути модернизации библиотечной сети и яркой точкой Года науки и технологий в России для библиотечного сектора. О флагманской цифровой программе в РГБМ, деталях взаимодействия библиотекарей с «айтишниками» и о профессиях, которые выживут в будущем — читайте в нашем материале.

Инициатором первой в стране цифровой недели выступила Российская государственная библиотека для молодёжи при поддержке Министерства культуры РФ, Российской библиотечной ассоциации и Агентства стратегических инициатив. Генеральным партнёром акции выступила Российская ассоциация электронных коммуникаций.

В течение недели, начавшейся во Всемирный день информации и завершившейся во Всемирный день компьютерной грамотности 1056 библиотек из 78 регионов России провели несколько тысяч разноформатных мероприятий. По итогам будет проведён Всероссийский конкурс на лучшее библиотечное мероприятие по популяризации науки и технологий и цифровому просвещению населения. По словам директора РГБМ Ирины Михновой, условия для проведения подобного мероприятия появились совсем недавно. Свою роль сыграла и пандемия, и тотальная модернизация библиотек в рамках нацпроекта Культура.

«Для библиотек акция — это, прежде всего, демонстрация населению, органам власти и партнёрам своего потенциала, существующих эффективных методик проведения мероприятий, направленных на просвещение молодёжи в области цифровых технологий, — рассказала Ирина Борисовна. — Не менее важные задачи: привлечение молодёжи в библиотеки в качестве цифровых волонтёров – активных организаторов и модераторов мероприятий, направленных на формирование цифровой грамотности населения – и формирование библиотеками партнёрского пула из числа IT-компаний, отдельных специалистов для решения общих задач популяризации науки и технологий. Оказалось, что библиотеки как открытые, общедоступные общественные площадки, располагающие очень неплохими ресурсами и большой читательской аудиторией, привлекательны для разных структур».

Собственная тематическая программа РГБМ была составлена при участии множества партнёров из разных цифровых сфер. На её площадке состоялись творческие показы от digital-артистов, лекции о профессиях будущего, митапы с представителями IT-компаний, презентации роботов и новейших электронных устройств, разнообразные воркшопы по программированию и электронной музыке, даже живая запись первого в стране VR-подкаста.

Альтернативный логотип акции создал дизайнер Студии Артемия Лебедева Николай Иронов — нейросеть с человеческим лицом, которая целый год разрабатывала дизайн для российских компаний под видом удалённого сотрудника и не вызывала нареканий. В день открытия в холле РГБМ состоялась презентация digital-art-проекта CIBERORGANICS от арт-группы SYNTICATE.TEAM, наглядно демонстрирующей перспективу взаимоотношений всего живого с искусственным интеллектом. В это время в РГБМ действительно можно было вступить в контакт с робототехникой — коллаборативным FANUC, которого представил основатель арт-группы SENSE, междисциплинарный художник Максим Силенков, и R.Bot 100 Promo, который рассказал о себе сам и также задал вопросы региональным библиотекам, подключившимся по видеосвязи к официальной церемонии открытия. 

Первым событием в лекционной программе РГБМ стала встреча с Дмитрием Наумовцем, руководителем отдела текстов и дизайна Яндекса, который рассказал о цифровом будущем, машинном обучении, беспилотниках и других устремлённых в будущее разработках, а также представил собственную классификацию профессий: от самых близких к вымиранию до тех, которые останутся с нами ещё очень долго. Эксперт не обошёл вниманием и библиотекарей.

«Если говорить про библиотеки, то, мне кажется, что искусственный интеллект очень поможет и уже наверняка помогает в классификации и организации фондов, в работе с обширными каталогами, здесь абсолютно точно надо использовать этот ресурс, — рассказал Дмитрий. — Но всё-таки, это максимально человекоориентированная специальность: здесь речь идёт и про общение, и про ту самую экспертность, которую невозможно вложить в искусственный интеллект. Каталог можно интегрировать, а знания обширного характера — нет. Важно, чтобы те, кто работают в библиотеках, это понимали».

Выходные дни, выпавшие на середину цифровой недели, были особенно насыщенными. Продолжил программу мастер-класс по разработке игр в среде Unity от frontend-разработчика Яндекса и преподавателя «Кодабры» Глеба Клецкова, он же провёл для участников недели лекцию о том, какие цифровые специальности востребованы уже сегодня. Художники Владислав Ткачук и Роман Цуканов рассказали о практически безграничных возможностях современной цифровой графики, преподаватель Международной школы Coddy Максим Бурдасов научил читателей создавать ботов для Telegram, используя Python, преподавательница Центра проектного творчества «Старт ПРО» Алина Евсеева сорвала настоящие овации, удачно выступив по такой, казалось бы, избитой теме, как презентация в Power Point.

В будни гости библиотеки учились писать электронную музыку в программе Ableton Live вместе с вокалисткой группы «Деревянные киты» Светланой Матвеевой, создавали приложения для Android в среде App Inventor с Дмитрием Правдивцевым из «Старт ПРО» и знакомились с проектами дополненной и виртуальной реальности с руководителем Центра инновационной журналистики МИА «Россия сегодня» Иваном Громовым.

Параллельно с основными событиями недели 900 юных геймеров со всей страны боролись за призы в рамках киберспортивного турнира BiblioTech 2021, а библиотеки рассказывали о гаджетах, сняв около сотни роликов для челленджа короткого мобильного видео «Всё включено!». Победители в этих активностях были объявлены в ходе торжественной церемонии закрытия, транслировавшейся из РГБМ вечером 2 декабря.

Ярким завершением фестиваля стала живая запись подкаста «Ныряем!» — авторского проекта директора по акселерации по направлению технологий виртуальной и дополненной реальности IT-кластера «Сколково» Алексея Каленчука. 

«Разговор с широкой аудиторией о технологиях проще выстраивать через образы поп-культуры, смешивая их с реальными историями разработчиков, инвесторов и продуктов, что мы теперь и делаем в подкасте «Ныряем», — поделился наблюдениями Алексей. — Если у человека есть запрос на изменения в жизни, карьере или бизнес-стратегии, мы поможем ему «нырнуть» в кардинально новые сферы технологичного будущего».

На глазах у зрителей, собравшихся в библиотеке, ведущий подкаста вывел на экран своего виртуального двойника, который рассказал о том, какие технологические повороты были предсказаны в цикле фильмов «Матрица», очередная серия которого скоро выходит на экраны.

«Молодёжная неделя цифровых технологий» — событие-стартап в пуле крупных культурно-просветительских мероприятий федерального значения, целями которых являются распространение полезных знаний в молодёжной среде, развитие интеллектуального общества и человеческого капитала в стране. В перспективе проведение акции в библиотеках страны станет регулярным.