19–20 марта 2020 года в Российской государственной детской библиотеке прошла Научно-практическая лаборатория «Изучаем чтение: форматы и практики», организованная РГДБ совместно с Российской национальной библиотекой и Российской библиотечной ассоциацией. В связи с объявленным в стране карантином организаторам пришлось буквально в течение двух предшествовавших суток перестроиться на дистанционный формат, и я считаю, что можно просто восхититься тем, как они сумели сделать всё возможное.
Конечно, заявленная программа Лаборатории не могла быть полностью реализована, но представленная тематика оказалась достаточно широкой и разнообразной. К тому же сотрудники отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ почти сразу создали специальную страницу, на которой собраны не только видео, презентации, ролики, стендовые доклады, но также ссылки на электронные издания отдела и (очень интересная, на мой взгляд, инновация) материалы к докладам — библиография и ссылки на электронные тексты.
Видеотрансляции вызвали достаточно большой интерес: просмотров около тысячи; вероятно, их количество будет расти. Поскольку разговор об изучении чтения почти неизбежно так или иначе выходит на безграничную тематику чтения вообще — понятно, что разных слушателей могут интересовать разные аспекты и подходы. Я напишу о том, что больше всего заинтересовало меня.
Важнейшей частью Лаборатории логично стал семинар-практикум, где была подробно представлена база данных «Чтение и библиотечная аудитория: библиотековедческие и социологические исследования», которую создали и вот уже около пяти лет совместно ведут сотрудники отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ и Центра чтения РНБ. О структуре базы, о методике работы с ней, о требованиях к участникам рассказали (онлайн из Петербурга) заведующая Центром чтения Вера Викторовна Ялышева и ведущий методист Центра Анна Сергеевна Степанова. Они специально остановились также на том, что база собирает и методические, аналитические материалы в помощь исследователям. А Вера Петровна Чудинова, главный научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ, говорила о типичных ошибках (содержательных и методических), которые могут делать и делают исследователи на разных этапах своей работы.
Собственно, речь об этой базе уже не раз велась на различных профессиональных мероприятиях (в частности, на Рабочих встречах «Социолог и психолог в библиотеке»). И так надо делать и дальше, ведь проект крайне важен для библиотечных исследователей (и шире — для всего сообщества): это получение информации, обмен ею, возможность сравнения и анализа данных, это создание и укрепление горизонтальных связей. Решению подобных задач способствуют и конкурсы исследовательских работ, о которых также шла речь на семинаре-практикуме.
Актуальной была, конечно, и тема мастер-класса «Новые технологии на службе библиотечного исследователя», который провели заведующая отделом социологии, психологии и педагогики детского чтения РГДБ Елена Андреевна Колосова и научный сотрудник отдела Александра Юрьевна Губанова. Но получился у них, на мой взгляд, другой жанр — обзор возможностей онлайн-опросов и других методов, дополненный демонстрацией некоторых результатов (как чужих «больших данных», так и собственных данных о выдачах в РГДБ). Это было достаточно интересно, это несомненно важно для библиотечных исследователей. Однако почти потерялся методический (собственно «мастер-классный») контекст: как — конкретно, — используя такие методы, получить соответствующие результаты. Мне, например, показалось странным, что страницы сервисов для создания онлайн-анкет демонстрировались «пустыми». Логичней было бы заполнить их «библиотечными» примерами — хотя бы из воображаемых исследований, а лучше из реальных (ведь было сказано, что социологи РГДБ работают с этими сервисами). Тем не менее, значим сам факт включения в программу Лаборатории разговора о значимости новых технологий.
Что касается пленарного заседания, там меня особенно заинтересовали два выступления. Первое — рассказ об эксперименте, представленный (онлайн из её московской квартиры) Ниной Анатольевной Селиверстовой, профессором кафедры социологии Московского гуманитарного университета. Цель эксперимента — проанализировать, может ли человек получить в процессе свободного чтения беллетристики новое знание, если да — какими факторами это обусловлено и как происходит. Объект исследования — молодые люди. Материал – книга Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». Методы – анализ читательских дневников, ведущихся в определённом формате, и полустандартизированное (по электронной почте) интервью по результатам этого анализа. В презентации доклада, также помещённой на странице Лаборатории, есть и формат дневника, и формат его анализа. А в уже упомянутых материалах к докладам можно найти ссылку на статью автора.
Самым же ярким моим впечатлением стало выступление (онлайн из Германии) Натальи Владимировны Самутиной, ведущего научного сотрудника Института гуманитарных историко-теоретических исследований Высшей школы экономики (о её работах я уже здесь писала). Тема вроде частная — исследование чтения японских комиксов манга в России. Однако сразу действует эмоциональность и вообще харизма докладчика. А главное — послушав доклад и далее обратившись к подробной презентации и к большой статье, ссылка на которую также есть на странице Лаборатории, мы видим, как богатая эмпирика позволяет автору — социологу и культурологу — поразмышлять о читательском развитии, читательском общении, о функциях чтения и о влиянии его на социализацию молодых людей.
Те, кто был заявлен в программе, но по сложившимся обстоятельствам не смог выступить, посылают в РГДБ свои материалы – в различных форматах. Материалы эти появляются на странице, то есть Лаборатория ещё не закрылась; планируется также сборник по её итогам.
А вообще пандемия, конечно, обострила дискуссии о специфике дистанционных коммуникаций, об их возможностях и ограничениях. Точнее, вывела подобные дискуссии в область практик множества специалистов. И опыт организаторов этой Лаборатории, отнюдь не будучи желанным, может оказаться очень полезным не только им, но и всем нам.