Девушки любят Печориных

Маргарита САМОХИНА

Игорь Петренко в роли Печорина в одноименном фильме режиссера Александра Котта (2006)

Несколько лет назад, проводя исследование «Молодые читатели в Интернете», мы убедились, что разговоры о чтении, книгах, литературных героях идут не только на «специальных», читательских сайтах и форумах. Достаточно часто подобные страницы или отдельные темы возникают на тех сетевых ресурсах, основное наполнение которых связано совсем с другими вещами — с политикой, историей, автомобилями и т.д. А также — с гендерными взаимоотношениями, с любовью. Именно здесь и вообще на «женских» сайтах и форумах в дискуссиях и опросах о любимых или самых интересных литературных героях на одном из первых мест оказывается Григорий Александрович Печорин.

Размышления участников таких дискуссий и опросов (в отличие от множества характеристик лермонтовского героя, которыми обмениваются в Сети школьники, выполняющие задания) менее всего связаны с тем временем, героем которого он был и в котором, как принято писать в сочинениях, «не нашёл себе достойного применения». Напротив, молодые женщины видят его (вернее, их, Печориных) сегодня, рядом с собой.

Вот очень характерная беседа, начатая постом, который озаглавлен «Печорин 2.0». Девушка смотрит на своего партнёра и свою ситуацию вполне трезво: «Классический случай: умён, знает себе цену, несколько эгоистичен и самолюбив, обаятелен. Конечно, больше всего привлекает ум, уверенность в себе и безразличие. Я понимаю, что я для него – просто игрушка. Я понимаю, что он мной манипулирует. Но ничего не могу с собой поделать. Я влюбилась в него. И это действительно ужасно, осознавать, что я для него ничего не значу; он этого и не скрывает. Он не дает мне каких-то пустых надежд, иллюзий а-ля будем жить долго и счастливо. Он очень напоминает мне Печорина. Вот только я для него вовсе не княгиня Вера и даже не Бэла. Как выбраться из этой ямы? Как перестать сходить с ума по нему? Как, наконец, найти потерянное где-то самоуважение?»

Собеседницы тоже трезво оценивают ситуацию и дают советы. Предостерегают. С юмором: «Не связывайтесь, будете для него Карагёзом». Или серьёзно: «Была я влюблена в такого сильно. Ничем хорошим не кончилось… Автор, не надо, найдите попроще, а этого любите на расстоянии. С таким Вы семью вряд ли построите». Предполагают: «Как только Вы с крючка его выскользнете, ему, этому Печорину, будет обидно – как такого красавца и разлюбили. Вот в этот момент и вернёте свое самоуважение. Вспомните другого персонажа – Онегина. Влюбился в Татьяну когда она была замужняя и светская дама. Так и этот посмотрит на Вас другими глазами, когда вы построите успешную жизнь без его высочества». «Но, – возражает другая участница разговора, – Онегин потом её в любовницы захотел взять, на что Татьяна его послала. А автор, наверное, хочет скорее замуж за своего Печорина–Онегина…». Третья даёт свой вариант развития сюжета: « Боюсь, максимум только в любовницы получится. Еще можно выйти замуж по расчёту, а тайком встречаться со своей любовью… потом от него залететь… мужу сказать, что ребёнок от мужа… Вот вам и современный роман». А ещё одна девушка грустно констатирует: «Найти и влюбиться в другого парня сложно. Сама в такой же ситуации с таким же Печориным… уже лет семь как. Все будут казаться пресными и скучными по сравнению с Ним».

Обаянию Печорина поддались бы, по их собственному признанию, многие молодые женщины. Несмотря на то, что «его отношение к окружающим не всегда порядочно», «ему скучно, и он так развеивает скуку, что ужас» – «окажись я на месте Мэри, Бэлы или Веры тоже влюбилась бы в него», «девушки любят плохих парней, и Печорин – безусловно, отрицательный персонаж, что и возвышает его в глазах представительниц прекрасного пола; и лично я не стала исключением» – так или примерно так отвечают они на вопрос об отношении к лермонтовскому герою». И нередко сетуют: «Почему-то девушки часто влюбляются в мерзавцев… в таких сладких и гадких… эх…». Хотя встречаются и противоположные мнения: «бесит; была бы я мужиком и жила бы в то время, морду бы ему набила».

А ещё участницы разговоров о Печорине признаются, что сами похожи на него. «Для меня Печорин – один из самых любимых персонажей!!! Такой противоречивый, прям как я!!! И такой непонятный. Его поступки меня удивляли вначале, а при повторном прочтении уже пришло понимание и объяснение, но все же не всех его действий… Человек воистину загадка!!!». Или: «Может быть, это смешно, но Печорин жил так же, как я живу сейчас… Это странно, но все его эксперименты я уже проделала давно, не зная о существовании этой книги… В любви Печорину важна страсть, он живет эмоциями – я так же… Он одинок, как и я…»

И только однажды во время просмотров интернет-высказываний о лермонтовском герое мне встретилось такое: «И охота вам это старьё мусолить? Зачем к нему вообще как-то относиться? Он же был героем “ихнего” времени, а сейчас время не героическое, да и герои давно не в моде». Во всех остальных случаях речь шла именно о сегодняшнем дне, сегодняшних чувствах и сегодняшних драмах.

Жаль, что об этом не идёт речь в учебниках литературы и в школьных сочинениях. И это не только Печорина касается…