Не просто библиотека

Ксения Косачкова

vk.com/residencekrai

Сохранение и популяризация локальной исторической памяти в форме интерактивных карт, подкастов и других современных форматов, развитие навыков в области цифровых технологий, формирование читательского интереса и продвижение книги, содействие литературно-художественному творчеству талантливых единиц и не только — в идеях и практиках библиотек, которые мы представляем вашему вниманию в очередном выпуске наших вестей. 

✳︎✳︎✳︎

Центральная городская молодёжная библиотека им. М.А. Светлова г. Москвы разработала и опубликовала на своём сайте методические рекомендации по организации и проведению Книжного челленджа. Челленджи, направленные на продвижение книги и чтения, библиотека им. Светлова проводит с 2020 года. Суть их заключается в прочтении за год определённого количества книг в соответствии с пунктами специально разработанного списка (в 2021 году этот список включает в себя 30 пунктов). Как показывает практика, такой формат «вызывающего» чтения заметно привлекает молодёжь. Опираясь на собственный опыт, специалисты светловской библиотеки создали методическое пособие, в котором они делятся технологией организации и проведения книжного челленджа, рассказывают о том, как создать список литературы для чтения, как составить правила челленджа, на что обратить внимание при разработке дизайна списка челленджа, как вести учёт участников и взаимодействовать с ними, затрагивают темы поиска и привлечения партнёров, продвижения челленджа и не только. 

✳︎✳︎✳︎

Учебно-методическое пособие для библиотекарей «Игры в книги» весной 2021 года стало доступно в электронном виде.  Оно было разработано по итогам проекта «Книгоигры: образовательно-культурный досуг в библиотеках Ставрополья», направленного на обучение библиотекарей Ставропольского края навыкам в области организации «умного» досуга молодёжи и игровым методикам работы с книгой (ранее мы об этом писали). В числе организаторов проекта — Ставропольская общественная организация «Бюро инициатив» и Ставропольская краевая библиотека для молодёжи им. В.И. Слядневой. Учебный материал предлагает методики организации книгоигр, анализирует возрастные особенности потенциальных участников книгоигр, а также содержит готовые сценарии 37 книгоигр, разработанных библиотекарями края и тренерами проекта. Дополнительную информацию о проекте и методике создания и проведения книгоигр можно прочитать здесь.

✳︎✳︎✳︎

Централизованная библиотечная система Южного административного округа г. Москвы с 11 по 25 июля 2021 года провела Digital-арт резиденцию KRAI — бесплатную площадку неформального и дополнительного образования в сфере искусства новых технологий, реализуемую на базе библиотеки. Проект был направлен на привлечение молодых представителей IT и творческих индустрий к совместному созданию креативных проектов с использованием digital-технологий. Его участниками стали 30 человек из разных регионов России. Резиденция включала в себя две смены на выбор:«Visual Text», направленная на работу с визуальным текстом и новыми формами его представления, и «IT/AR/Performance Art», посвящённая созданию перформанса на основе технологий дополненной реальности.

✳︎✳︎✳︎

В Мурманской областной детско-юношеской библиотеке им. В.П. Махаевой активно развивается краеведческий проект #МурманскTravel, популяризирующий истории родного края силами молодых волонтёров. Проект разработан добровольцем библиотеки Евгением Щукиным, а куратором выступила декан факультета по туризму Мурманского арктического государственного университета Зоя Желнина. Проект существует в форматах видеоблога и аудиоподкаста. С июня 2021 года волонтёры библиотечного центра добровольческих инициатив «Наше Дело» записывают свои аудиоэкскурсии в студии звукозаписи, которая располагается в самой библиотеке им. Махаевой в молодёжном пространстве «БиблиоДвиж». Готовые подкасты выкладываются на Международной платформе бесплатных мультимедийных гидов IZI.Travel. На данный момент библиотечными волонтёрами созданы аудио- и видеопрогулки по мемориальному комплексу «Покорителям Арктики», железнодорожному вокзалу и Кольскому мосту города Мурманска.

✳︎✳︎✳︎

Весной 2021 года Библиотека №119 (филиал №3) Централизованной библиотечной системы Юго-Восточного административного округа г. Москвы запустила молодёжный проект по сохранению и актуализации местной исторической памяти «Local History Camp». Участие в нём приняли подростки от 14 до 18 лет. В течение двух месяцев они занимались краеведческим и художественным исследованием одного из старейших исторических районов Москвы — Лефортово. В рамках проекта были организованы лекции и художественные лаборатории, проходившие на базе библиотеки, а также «внебиблиотечные» мероприятия — полевые исследования, экскурсии и совместные прогулки. На художественных лабораториях участники знакомились с практиками молодых художников, взаимодействующих с городским пространством. На лекциях подростки узнавали об истории и архитектуре Лефортово, о том, как искусство выходило за границы музеев и не только об этом. По итогам образовательного проекта молодые участники подготовили выставку о жизни Лефортовского района с элементами дополненной реальности (AR).

✳︎✳︎✳︎

Библиотеки города Коломны Московской области запустили проект «Эмоциональная карта Коломны». Это интерактивный ресурс, формируемый на основе впечатлений жителей и гостей, которые те оставляют в специальной анкете. Участники опроса указывают, какие локации города соответствуют, по их мнению, предложенным рубрикам: Любимое место, Живописное место, Романтичное место, Тихое место, Оживлённое место, Историческое место, Спортивное место, Семейное место, Мрачное место… После технической обработки организаторов на карте города появляются смайлики с соответствующими рубрикам эмоциями. Каждая локация подкреплена исторической справкой, фактами, легендами и фотографиями места. Визуализированная карта с эмоциональными точками притяжения нацелена открыть город в новом ракурсе, предоставить новые возможности для выбора себе места под настроение и под определённую задачу. Карта создана с помощью ресурса Google. Посмотреть её можно здесь. В перспективе планируется создание мобильного приложения. 

✳︎✳︎✳︎

Экспертный совет Фонда Михаила Прохорова подвёл итоги Открытого благотворительного конкурса «Новая роль библиотек в образовании», который проходил с 1 марта по 30 апреля 2021 года. Из 379 конкурсных заявок к получению грантов были отобраны 58, в числе которых оказались и проекты специализированных библиотек, обслуживающих молодёжь. Так, например, среди победителей — проект «Учимся социУму» Новосибирской областной юношеской библиотеки. Он связан с созданием сети площадок Молодёжного социального полигона на базе центральных библиотек Усть-Тарского, Северного, Кыштовского, Чановского и Венгеровского районов Новосибирской области во главе с полигоном на базе областной юношеской библиотеки Новосибирска. В этих учреждениях планируется проводить онлайн-встречи со специалистами сферы финансов, права, психологии и профориентации. Ещё один проект-победитель — «Сomix zone», представленный Государственной библиотекой Кузбасса для детей и молодёжи, в рамках которого на базе библиотеки создаётся пространство, направленное на привлечение молодёжи к чтению через комиксы, графические романы, манга, артбуки, на развитие у молодого поколения коммуникативных и креативных навыков, а также на организацию вокруг графической литературы интеллектуального и познавательного досуга. Третий проект, который отметили организаторы, подкаст-студия «Живая библиотека», был инициирован Самарской областной юношеской библиотекой.

✳︎✳︎✳︎

В Пензенской областной библиотеке для детей и юношества с марта по июнь 2021 года работала Школа молодого блогера. На занятиях библиотечные специалисты учили молодых людей создавать книжные блоги, разбирали темы, связанные с функционированием платформ, которые могут подойти для ведения блога, с подготовкой отзыва о книге, созданием визуального стиля блога, построением композиции кадра при создании буклука (книжного натюрморта), продвижением блога в социальной сети Инстаграм с помощью использования хэштегов, отметок геолокации, сториз, AR-масок, проведения совместных прямых эфиров с книжными блогерами. 

✳︎✳︎✳︎

В 2021 году Министерство культуры Московской области и Центр социальных инноваций в сфере культуры «Библиотека наследия» инициировали проект Лаборатория «ЛЮДИ/ИДЕИ», представляющий собой международный проектный и информационно-образовательный центр, работающий с наследием, как с ресурсом территориального развития и личностного роста. Задача проекта — выявление лидеров креативных индустрий региона и создание условий для профессиональной реализации творческой молодёжи. В рамках лаборатории с 31 мая по 17 июля прошёл конкурс перспективных идей и проектов в сфере креативных индустрий. В числе отобранных проектов — краеведческие и культурные инициативы подмосковных библиотек: «Город в звуках» Библиотеки им. И.И. Лажечникова и «История миллениалов Коломны» Библиотеки-филиала №5 Коломенской городской ЦБС; «Интерактивный музей» Информационно-культурного центра ЦБС им. А. Белого» (Балашиха); мастер-классы по декоративно-прикладному искусству Городской библиотеки-филиала № 5 ЦБС г. о. Электросталь; «Космофест» Решоткинской сельской библиотеки им. Ю.П. Артюхина Клинской ЦБС (Клин); «Библио Перфоманс» Долгопрудненской ЦБС. Для участников была организована образовательная программа, коворкинги, а также работа с наставниками и кураторами, направленная на поддержку в реализации представленных проектов. Проект планируют развивать и дальше.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*