Игра Водолазкина

Кристина Плакхина

В прицеле критика — роман Евгения Водолазкина «Брисбен» (М.: Редакция Елены Шубиной, 2019), ставший одним из лидеров шорт-листа «Премии Читателя» 2020 года.

После прочтения третьей книги Евгения Водолазкина я бы назвала его произведения жизнеописанием. По сути, он даёт нам подсмотреть за жизнью другого человека от её зарождения до финала. Уникальным, на мой взгляд, является то, что каждый раз на протяжении книги автор вселяет в читателя надежду на благополучный исход событий. Но на самом деле всё не совсем так, как кажется на первый взгляд. И только дочитав до конца, можно, наконец, рассмотреть всю картину, а не только отдельные её части, которые автор открывает на своё усмотрение. В этом и таится талант Водолазкина.

Помимо этого, интересны и выбранные им стилистические приёмы, как, например, в «Брисбене» он использует украинскую мову, полагая, что она понятна российскому читателю. Скажу честно, это было моё первое знакомство с украинским языком, и некоторые фразы остались не совсем ясны, что, в общем-то, не нарушило для меня целостности восприятия книги.

Сама история, описанная в романе, основана на двух параллелях жизни героя, великого музыканта Глеба Яновского. Одна параллель рассказывает о нынешней богатой, но не совсем счастливой жизни музыканта, а вторая о его прошлом — сложном, но счастливом. Такое построение повествования напоминает распространённый «робинзоновский» способ принятия решения, когда человек выписывает в один столбик возможные плюсы, а в другой возможные минусы. Вот не было жилплощади, зато была любовь, а сейчас жилплощадь есть, правда, и любовь есть, а детей вот нет, а очень хотелось бы…

Водолазкин ведёт свою игру с героями, помещая их в неприятные ситуации и наблюдая, что из этого получится и как они будут выпутываться. Когда герой ломается, он бросает ему круг и разрешает спастись и не упасть в бездну безысходности. Но это временно, в конце концов круг оказывается дырявым, а герой снова тонет. При этом читатель несётся по волнам вместе с героем, поддерживает его мысленно и надеется на позитивный конец. А конец — есть конец, автор ставит довольно жирную точку во всех своих произведениях, от чего создаётся особенное послевкусие. Последние страницы прочитываются несколько раз, затем книга захлопывается, а читатель задумчиво смотрит перед собой, собирая свои мысли вместе, возвращаясь к ключевым моментам книги…

Кстати, книга заслуженно вошла в шорт-лист «Премии Читателя — 2020», организованной Российской государственной библиотекой для молодёжи. В этом списке ещё можно найти Сергея Лукьяненко («Порог») и Виктора Пелевина («Искусство легких касаний»).