Ровно 100 лет назад чешский народ обрёл независимость. Это было одним из последствий передела Европы после окончания Первой мировой войны. Почти тогда же, в первые годы существования независимой Чехословакии, начинается история и чешских рисованных историй.
Кому как не Библиотеке для молодёжи открывать новые страницы мировой истории комиксов? Ещё в 2014 году в рамках очередного фестиваля «КомМиссия» мы представили читателям интересную подборку чешских комиксов, а наши гости — издатель и историк Томаш Прокупек и комиксист Гонза Смолик — рассказали о своей стране, представленной через этот вид искусства в залах РГБМ. Второй раз мы обратились к теме чешского комикса в 2017 году, когда презентовали фундаментальный многотомный комикс-проект «Чехи». Цикл состоит из девяти томов и даёт возможность читателю охватить взглядом всю историю Чехословакии — от момента её создания в 1918 году и до распада в 1992 году. Каждая книга цикла повествует об одном из ключевых моментов в истории чешского народа. Известный писатель и сценарист Павел Косатик собрал команду лучших представителей молодого поколения чешских комиксистов, чтобы создать этот уникальный проект.
Павел Косатик приезжал к нам в Москву, рассказывал о книге. Правда, она до сих пор ещё не издана на русском, а в экспозиции, которая размещалась в библиотеке имени А.П. Чехова, нам удалось представить только три сюжета из цикла: «Как Масарик придумал Чехословакию», «Как в Лондоне спланировали покушение на Гейдриха», «Как из рок-н-ролла появилась Хартия 77». Выпуски отбирались не случайно: в 2017 году в Чехии отмечалась сорокалетняя годовщина возникновения «Хартии 77» — программного документа политических диссидентов в Чехословакии.
В 2018 году мы решили продолжить «чешскую линию». В рамках нашего фестиваля «КомМиссия» на площадке «Музея Москвы» разместится большая историческая выставка, приуроченная к 100-летию Чехословакии, под названием «А в это время в другом месте».
Выставку мы устраиваем совместно с Чешским центром в Москве. С их согласия предлагаем вам краткую выжимку из тех уникальных текстов, с которыми смогут ознакомиться гости фестиваля.
«А в это время в другом месте» — этими словами создатели комиксов предупреждают своих читателей о поворотном моменте в повествовании. Не всякую историю — вымышленную или основанную на исторических фактах — можно рассказать, используя только одну точку зрения, и при этом не упустить что-то важное.
Множественность мнений и разнообразие «фрагментов повествования» стали определяющей чертой выставки. В попытке рассказать историю чешского комикса за время существования столетней чешской (а в основном чехословацкой) независимости мы смирились со строго хронологической последовательностью, которая на первый взгляд предполагает чёткие и неоспоримые границы, а на деле требует от вас полной покорности.
Разные темы выставочных панелей — стремление показать всю палитру взглядов на комикс: разделы, посвящённые определённому жанру, соседствуют с блоками, раскрывающими узловые моменты чешской истории, — начиная с легенд об основании страны и заканчивая самым страшным для неё временем. Однако мы не хотим делать упор именно на историю, нас интересует её отображение в комиксе — то, как в нём были отмечены и интерпретированы самые главные исторические события: именно там и в тот временной период.
Современный чешский комикс отправился на поиски своего читателя практически одновременно с возникновением объединённого государства чехов и словаков. За прошедшие 100 лет, начав с несмелых публикаций в журналах, с «Приключений Франтика Вовиски и козла Бобеша» Йозефа Лады (1922), он проделал большой путь — нелёгкий, извилистый.
Почти 300 лет территория Чехии являлась частью Империи Габсбургов, поэтому возникновение независимого государства Чехословакия по окончании Первой мировой войны в 1918 году означало коренные изменения в жизни всех слоёв общества. Появление нового государства было отражено и в рисованных историях, созданных в условиях политического и социального контекста эпохи на том техническом уровне, которого к тому моменту достиг комикс. Непосредственные свидетели того времени остались лишь в юмористических и сатирических журналах, которые, подобно детской периодике, являлись единственной возможной площадкой для комикса.
После закономерного угасания первоначальной эйфории всплески межвоенной рефлексии были связаны с годовщинами дня основания Чехословакии и юбилеями её первых лиц, прежде всего, первого президента Томаша Гаррига Масарика. Мест для публикаций стало больше — в основном, на страницах журналов для детей и молодёжи, воскресных приложений ежедневных изданий. Новая волна сюжетов, напоминающих о зарождении республики, стала следствием угрозы распространения нацизма в Германии — к этому времени относится, например, графическая новелла «Иванек — маленький легионер» (1937), где в доступной для детей дидактической форме рассказывалось о действиях чехословацких легионеров в России.
В эпоху социализма традиция Первой республики была отвергнута как «буржуазная» и «отжившая своё», что вместе с критическим отношением к комиксу как жанру сказалось на том, что рисованные истории о возникновении Чехословакии практически не появлялись, публиковались в основном на страницах детских изданий. Однако после Бархатной революции 1989 года новое правительство оживило традиции межвоенной эпохи и вспомнило о Масарике. Поэтому за последние 30 лет вышло большое количество комиксов (нередко в виде отдельных альбомов), посвящённых первому президенту или легионерам.
Неоднократно находила отражение в комиксе и ликвидация немецкого протектора Рейнхарда Гёйдриха — самая успешная диверсионная операция чехословацкого Сопротивления за время Второй мировой войны. Первой эту историю визуально задокументировала в 1968 году Зденка Ландова в комиксе «Операция “Антропоид”». В более динамичной манере пересказал историю Кайя Саудек, комикс вышел в польском журнале «Релакс» под названием «Покушение» (1976—1977). Из более поздних работ стоит упомянуть альбом «Как в Лондоне задумали покушение на Гёйдриха» (2014), в котором сценарист Павел Косатик и художник Марек Рубец уделили внимание более широкому историческому контексту. Также чешских создателей комиксов вдохновляет легенда о прыгающем мстителе Пераке, распространившаяся во время Второй мировой войны. Довольно двусмысленного демонического персонажа, изначально призванного вредить нацистам, поп-культура постепенно «перекроила» в мстителя в маске, привнеся и элементы супергеройского комикса.
Тесное сближение чешского комикса и русских первоисточников произошло в период с 1948 по 1989 гг., во времена, когда Чехословакия стала «спутником» Советского союза и различные области её культуры подверглись его значительному влиянию. Излюбленным трюком той эпохи, к которому прибегали редакции детских и юношеских журналов для оправдания публикаций комиксов, была адаптация советских произведений. В журнале «АВСБ», позже ставшем важным форпостом чешского молодёжного комикса, был опубликован цикл «Крепость подо льдом» (1959) по мотивам романа Григория Гребнева «Тайна подводной скалы», в котором описывалась борьба с горсткой последних выживших капиталистов, скрывающихся в подводной крепости. Своей комикс-версии дождались «Тимур и его команда» Аркадия Гайдара (1971—1972), «Сын полка» Валентина Катаева (1974—1975), «Тайна двух океанов» Григория Адамова (1986—1987) и многие другие. На последней странице ежемесячного журнала «Огонёк», издававшегося как дидактическое пособие для учащихся вторых классов среднеобразовательных школ, в 1980-х гг. стали выходить комиксы на русском языке, которые рисовал Милослав Гавличек по мотивам произведений советской фантастики. Здесь были напечатаны «Продавец воздуха» А.Р. Беляева (1986—1987), «Плутония» В.А. Обручева (1987—1988) и «Конец Атлантиды» Кира Булычева (1989—1990).
Чешский комикс вбирал в себя почти все жанры: были здесь и истории о весёлых зверятах, и приключения в далёком космосе, и на диком Западе. Однако особое место занимали графические новеллы о мальчишеских клубах, отрядах и дружинах. Ни в одной другой комиксовой культуре рассказы о городских приключениях мальчишек не обладали такой популярностью, нигде более комиксы этого жанра не имели такую широкую и продолжительную традицию. С уверенностью можно утверждать, что «дружинный комикс» — оригинальный жанр чешской графической литературы.
Предтечей этого жанра стал графический цикл «Быстрые стрелы» (1938—1971 гг.), зародившийся в 1938 году в уме Ярослава Фоглара, редактора газеты «Юный глашатай» и одного из самых известных чешских писателей в жанре школьных приключений и дидактической литературы. История, созданная Фогларом, с юмором, а иногда и в поучительном тоне рассказывает о приключениях команды из пяти ребят в возрасте 10—15 лет. Не менее важную роль в успехе графической новеллы сыграл и её первый иллюстратор Ян Фишер: именно благодаря его уникальному стилю «Быстрые стрелы» стали сенсацией и на волне популярности превратились в пример для подражания для менее талантливых художников. Первые комиксы, подражавшие «Стрелам», появились уже в 1940-х гг. («Львиное сердце», 1944; «Приключения Орлёнка», 1946-1949), когда сами «Быстрые стрелы» по разным причинам не издавались (за время своего существования новелла была трижды запрещена). Вариации на тему собственного шедевра издавал и сам Фоглар («Дружные гамбусины», 1943—1944, «Медвежья дружина», 1945—1946). Жанр возродился в 1970—1980-е гг.: были изданы такие комиксы, как «Защитники» (1967—1984), «Синяя Пятерка» (1971—1990), «Тринадцать из старого квартала» (1981—1984) и «Инопланетяне» (1984—1989) — т. н. комиксы для мальчиков нового поколения. Однако ни одному комиксу не удалось даже приблизиться к популярности «Быстрых стрел»: после Бархатной революции комикс был даже переиздан. В комиксе ХXI века жанр, к сожалению, не прижился.
После прихода социализма (1948) фантастика становится главным носителем идеи строительства светлого будущего и безоговорочной победы технологии над материей. Детский комикс «Алфик + Бетка: приключения двух атомов» (1959) — один из самых ярких примеров фантастических рисованных историй. Он отражал атмосферу времени НТР: серия комиксов была посвящена приключениям двух оживших атомов размером с теннисный мяч, сбежавших в большой мир, чтобы творить добро — от Сахары до Арктики.
Казалось, что после Бархатной революции чешские комиксы в жанре приключений и научной фантастики потеряют своих читателей. Однако желание попасть в другие миры не исчезло — фантастика популярна и в наши дни.
На рубеже тысячелетий развивалась субкультура андеграунда, давшая начало новой некоммерческой комиксовой платформе. Своего рода первопроходцем возрождения культуры комикса стал журнал «Ааргх!» (2000), прошедший путь от любительского журнала до специализированного издания. Именно такие ревю, как «Ааргх!», пражский «Pot» или брненский «Zkrat», поддерживали молодых авторов, публикуя их и помогая им вступить в дискуссию с обществом. Постепенно появлялись одноразовые мероприятия, посвящённые комиксу, а затем и фестивали; большую роль в развитии жанра сыграл интернет, объединивший любителей чешского комикса: сервисы Komiks.cz и Comx.cz не только сплотили фанатов жанра, но и стали главной площадкой для коммуникации. Всеобщую популярность комикс завоевал с выходом трилогии об Алоисе Небеле (2003—2005). Этот графический роман, повествующий о жизни скромного диспетчера и темных временах в истории Чехии, был создан писателем Ярославем Рудишем и проиллюстрирован музыкантом Яромиром Шведиком. «Алоис Небел» не только быстро снискал популярность среди фанатов комикса, но стал «посланником нового медиа» для широкой общественности.
Сегодня чешский комикс переживает свой «золотой век»: с каждым годом издаётся всё больше комиксов, появляются новые жанры, а лучшие работы сравнимы с проектами мирового уровня. В последнее время комикс стал важной частью культурного контекста Чехии: рисованным историям посвящают статьи и научные работы, открывают выставки. Работы чешских авторов постепенно проникают за границу, появляется много коммерческих проектов.
Комиксы в жанрах нон-фикшн, репортажа и публицистики — т. е. направленные на повышение гражданского самосознания — часто создаются в сотрудничестве с благотворительными организациями, ставящими перед собой задачу начать диалог на актуальные темы с широкой общественностью. Например, комикс «Дром» (2008), иллюстрированный Луцией Ломовой, сжато рассказывает о цыганах, т. е. о том, что в школах обычно почти не изучают; антологии «Мы всё ещё на войне» (2011) и «Принудительный труд» (2017) созданы вместе с Институтом изучения тоталитарных режимов и благотворительной организацией Post Bellum на основе реальных воспоминаний современников; цикл комиксов «Те, кого мы избегаем» (2015-2016), иллюстрированный Станиславом Сетинским, ставит перед собой задачу рассказать читателям о нелегкой судьбе людей, живущих с клеймом психического расстройства. Ярчайший представитель этого направления — гражданское объединение «Ищо ми», выпускающее в основном документальные комиксы. Их трилогия «Оп историих» (2010), созданная на основе реальных историй трёх чешских и словацких цыган, графический сериал в четырёх частях «Вы нездешние» (2016—2017) — адаптация рассказов реальных детей, попавших в детские дома или оказавшихся в смертельной опасности, — раскрывают проблематику культурного разнообразия, социального неравенства, социального отвержения и самоидентификации.
Конечно, за рамками этих заметок остались многие имена, но они будут представлены на выставке. Четвёртого апреля 2018 года на конференции исследователей рисованных историй «Изотекст» выступит один из кураторов выставки — Томаш Прокупек. Его лекция будет транслироваться онлайн, и так мы сможем рассказать о чешском комиксе даже тем, кто не сумеет приехать на фестиваль лично.