В этом номере свой рейтинг главных книг предлагает писатель и известный киносценарист Сергей Волков.
Когда меня попросили назвать список из десяти книг, которые человеку нужно — ну, или желательно, прочесть до 30 лет, я крепко задумался. Задумался потому, что сам к тридцати своим годам прочитал их тысячи и вот так, сходу, вычленить десять лучших было весьма затруднительно.
Впрочем, через некоторое время я понял, что нужны книги не популярные или безупречные с литературной точки зрения, а, скорее, некие книги-вехи, книги-столпы и книги-опоры, чтение которых делает человека человеком, формирует и создаёт его, как руки гончара создают на гончарном круге кувшин либо блюдо.
Естественно, ниже приведены мои личные книги-вехи, мои столпы и опоры. Благодаря этим (и многим другим, не вошедшим в список, увы, из-за дефицита места) книгам я стал таким, какой есть.
Для лучшего понимая того, что я вам предлагаю, я разместил свои краткие комментарии по каждому произведению и привёл несколько цитат. Если кому-то это пригодится — буду считать, что миссия моя выполнена.
Всем удачи и увлекательного чтения!
1. Олег Куваев «Территория»
Эту книгу я перечитываю практически каждый год на протяжении всей своей жизни, и каждый раз нахожу в ней что-то новое. Она — о настоящих людях и настоящем деле.
Цитаты:
«Если ты научился искать человека не в гладком приспособленце, а в тех, кто пробует жизнь на своей неказистой шкуре, если ты устоял против гипноза приобретательства и безопасных уютных истин, если ты с усмешкой знаешь, что мир многолик и стопроцентная добродетель пока достигнута только в легендах, если ты веруешь в грубую ярость твоей работы — тебе всегда будет слышен из дальнего времени крик работяги по кличке Кефир: “А ведь могем, ребята! Ей-богу, могем!”
День сегодняшний есть следствие дня вчерашнего, и причина грядущего дня создается сегодня. Так почему же вас не было на тех тракторных санях и не ваше лицо обжигал морозный февральский ветер, читатель? Где были, чем занимались вы все эти годы? Довольны ли вы собой?..»
«Жизненная наука заключается в том, что никогда не надо сдаваться раньше конца».
«Мы не викинги, и нечего выпячивать челюсть. Мы — азиаты и тут живём. Высшая добродетель в тундре — терпение и осторожность. Высшая дурость — лезть напролом. Огибай, выжидай, терпи. Только тогда ты настоящий тундровик».
2. Аркадий и Борис Стругацкие «Град обреченный»
Ещё одна моя, что называется, настольная книга. Её авторы, выдающиеся писатели (я из принципа опускаю добавление «фантасты») всегда следовали золотому правилу: «Пиши о том, о чём ты хорошо знаешь, либо о том, о чём не знает никто». Роман «Град обреченный» как раз о том, о чём не знает ни один из живущих на нашей планете людей.
Цитаты:
«Делам надо поклоняться, а не статуям. А может быть, даже и делам поклоняться не надо. Потому что каждый делает, что в его силах. Один — революцию, другой — свистульку. У меня, может, сил только на одну свистульку и хватает, так что же я — говно теперь?»
«Когда я приезжаю в чужую страну, я никогда не спрашиваю, хорошие там законы или плохие. Я спрашиваю только, исполняются ли они…»
«Возьми, например, мифы! Как известно, дураков — подавляющее большинство, а это значит, что всякому интересному событию свидетелем был, как правило, именно дурак. Эрго: миф есть описание действительного события в восприятии дурака и в обработке поэта. А?!»
«Поскольку настоящего противника не существует, необходимо его придумать. А как показывает мировой опыт, самый страшный противник — это противник придуманный. Уверяю вас, это будет невероятно жуткое чудовище. Армию придется удвоить».
3. Виктор Астафьев «Земной поклон»; «Царь-рыба»
Я не случайно привёл тут названия двух книг Астафьева, потому что, на мой взгляд, это, по сути, один роман в двух частях, это наблюдения мудрого человека о человеческой же природе, о добре и зле, о благородстве и подлости и ещё о многом-многом другом.
Цитаты:
«Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…»
«Все мы, русские люди, до старости остаёмся в чём-то ребятишками, вечно ждём подарков, сказочек, чего-то необыкновенного, согревающего, даже прожигающего душу, покрытую окалиной грубости, но в середке незащищенную, которая и в изношенном, истерзанном, старом теле часто ухитряется сохраняться в птенцовом пухе».
«Тишина. Такая тишина, что собственную душу, сжавшуюся в комок, слышно».
4. Дж. Р.Р. Толкин «Властелин колец»
Я с раннего детства увлекался историей, и очень высоко ценю великую эпопею Толкина именно за тот прекрасный и талантливый сплав историчности и выдумки, за бесконечные отсылы к мифам разных народов, за масштабность и увлекательность.
Цитаты:
«Ни силы в тебе нет, ни мудрости. Однако же избран ты, а значит, придётся тебе стать сильным, мудрым и доблестным».
«— В чём, в чём, а в этом ты ничуть не изменился, дорогой Гэндальф, — заметил Арагорн. — Как всегда, говоришь сплошными загадками!
— Загадками? — переспросил Гэндальф. — Да нет, нет, что ты. Я просто разговариваю сам с собой. Так поступали когда-то древние: обращались к самому мудрому в собрании, минуя остальных».
«В этот самый миг где-то далеко, в центре Города, звонким и ясным голосом запел петух. Для него не существовало ни войны, ни древней магии; он чувствовал там, высоко в небесах, утро, встающее над тенью смерти.
Крик его не успел замереть в воздухе, как издали ему стройно и грозно отозвались боевые рога, и темные склоны Миндоллуина эхом отразили их звуки. Рохан все-таки пришел».
5. Джек Лондон «Северные рассказы»
Тут всё просто: рассказы, входящие в сборник, должен прочитать каждый нормальный человек.
Цитаты:
«Кто боится порки, тот всё равно, что выпорот».
«Только жизнь заставляет страдать. Умереть не больно. Умереть — уснуть. Смерть — это конец, покой. Почему же тогда ему не хочется умирать?»
«Я много думал. Не знаю. Так было. Это картина, которую я помню. Всё равно как если б я заглянул в окно и увидел человека, пишущего письмо. Они вошли в мою жизнь и вышли из неё. И картина получилась такая, как я сказал: без начала и с непонятным концом».
«Все мы были безумными, за исключением сытых и тех, кто ничего не делал. Дураков называли мудрецами, а мудрецов побивали камнями. Работавшие почти ничего не ели, а бездельники ели слишком много».
6. Алексей Толстой «Хождение по мукам»
Невероятно широкий, глубокий, сильный роман о самой, пожалуй, сложной эпохе в истории нашей страны. Живые герои, психология поступков, ответственность за выбор, любовь и смерть, исторические события, реальные и выдуманные герои — «красный граф», как называли Алексея Толстого, сумел создать настоящую сагу, претендующую именоваться «новым эпосом».
Цитаты:
« У вас страшные глаза: дикие и кроткие. Русские глаза».
«Вы изящны, благоустроены и очень хороши собой. Не спорьте, вы это сами знаете. В вас, конечно, влюбляются десятки мужчин. Обидно думать, что всё это кончится очень просто, — придёт самец, народите ему детей, потом умрёте. Скука».
«Если человеку для счастья нужна непременно тёплая постелька, да тихая лампа, да за спиной ещё полка с книгами, — такой не узнает счастья… Для такого оно всегда — завтра, а в один злосчастный день нет ни завтра, ни постельки. Для такого — вечное увы…»
7. Илья Ильф, Евгений Петров «Двенадцать стульев»
Тут комментарии, я думаю, излишни. Но всё же — я высоко ценю этот роман прежде всего за остроумие, тонкую наблюдательность и невероятную фантазию авторов. Легко фантазировать про звездолёты и эльфов, а вы попробуйте придумать Ляпсуса Трубецкого, мадам Грицацуеву, Кислярского или Эллочку-людоедку. Вот это высокий класс!
Цитаты:
«Набил бы я тебе рыло, только Заратустра не позволяет».
«Мадемуазель Собак слыла культурной девушкой: в её словаре было около ста восьмидесяти слов. При этом ей было известно одно такое слово, которое Эллочке не могло даже присниться. Это было богатое слово: гомосексуализм. Фима Собак, несомненно, была культурной девушкой».
«Время, которое у нас есть, — это деньги, которых у нас нет».
8. Владимир Ян «Чингиз-хан»
Монгольские завоевания и личность «зеленоглазого и краснобородого Потрясателя Вселенной» Чингиз-хана интересовали меня с самого детства, и интересуют по сию пору. Внезапно вплеснувшись из Забайкальских степей, монголы изменили ход мировой истории, и даже открытие Америки было косвенно спровоцировано тем, что Великий Шёлковый путь в результате походов и войн монголов перестал доставлять пряности в Европу и понадобился новый путь в Индию и Китай.
Главной особенностью романа я бы назвал умение автора показать исторические события через судьбы простых людей.
Цитаты:
«Можно завоевать вселенную, сидя на коне, но управлять ею, оставаясь в седле, невозможно».
«Войско готовят двадцать лет для того, чтобы одержать победу в один день».
«— Счастье? — воскликнул с яростью Джелаль эд-Дин. — Что такое счастье? Разве счастье может покинуть смелого? Нельзя убегать от счастья! Надо гнаться за ним, нагонять его, хватать за волосы и подгибать под своё колено… Вот как добиваются счастья!»
9. Максим Горький «Дело Артамоновых»
«Русские люди вообще широкие люди», — говорил герой Достоевского Свидригайлов. Вот об этих «широких русских людях» Максим Горький и написал свой роман.
Цитаты:
«Пётр Артамонов слышал, как она вполголоса советовала Наталье:
— Ты бы, кума, отправила мужа-то на войну, он у тебя страховидный, от него враги побегут».
«Обожаю тебя. Смертельно люблю. Три штучки смертельно люблю: тебя, кисленькое и правду».
«У нищих — нет убеждений».
«Человек, который привык бояться, всегда найдёт причину для страха».
10. Марк Твен «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура»
По сути, это первый полноценный роман о «попаданцах» в мировой литературе, но ценю я его не за это, а за фирменный юмор автора, за знание человеческой натуры и умение держать читательское внимание, даже рассуждая об экономике феодального строя.
Цитаты:
«Когда рыжие люди занимают высокое положение в обществе, волосы их надо называть каштановыми».
«Часто малые дела становятся великими благодаря рекламе».
«А когда в человеке убито воображение, это значит, что он дошёл до самого дна и дальше ему идти уже некуда».
«У него была умная голова. Скрыть этого не могла даже крестьянская шапка; хоть водолазный колокол наденьте на эту голову, всё равно обнаружится, что это голова королевская, стоит ей только пошевелить мозгами».