В январе 2020 года состоялось главное событие года в мире франкобельгийских комиксов — фестиваль в Ангулеме, где традиционно прошли награждения лучших из лучших в индустрии, были организованы мастер-классы и лектории, ярмарки и выставки и многое другое. Те, кто в теме, конечно же, следили за за происходящим по репортажам сайта ComiscBoom и издательства «Бумкнига». Однако камеры не зафиксировали главный скандал фестиваля — забастовку авторов рисованных историй 31 января.
Что же произошло?
Если кратко: авторы рисованных историй находятся в индустрии практически на «птичьих правах». «Оклады» с социальными отчислениями, отпусками и больничными здесь имеют только постоянные работники офиса в издательстве, в то время как те, кто выполняет всю творческо-визуальную работу над историей, в лучшем случае получают разовое поощрение и копеечные (4—8%) авторские отчисления с продаж. Учитывая, что производство альбома из 30-60 страниц обычно занимает от одного до трёх лет, а на рынке рисованных историй наблюдаются явный кризис перепроизводства и падение спроса, выходит так, что 50% авторов имеют доход на уровне прожиточного минимума, а 30% — и того ниже. Естественно, никакой «социалки»: авторы уходят в отпуск и болеют за свой счёт, им не положены корпоративные выплаты по случаю свадьбы или рождения детей, сомнительны и туманны и пенсионные перспективы.
Масла в огонь подлило ещё и Министерство культуры Франции, напомнившее, что рисованные истории — культурное достояние страны.
И 31 января 2020 года художники приостановили работу на ярмарке, «бастующей колонной» они прошли до памятника Эрже. К лозунгам о достойной оплате труда «достояния нации» примкнули читатели и редакторы. Всего в акции поучаствовало около 500 человек, длилась она час, после чего авторы спокойно вернулись на свои фестивальные площадки.
Комментаторы разделились на два неравных лагеря.
Большинство, разумеется, поддержало протестующих: издатели «гребут деньги лопатой», и вместо того, чтоб издавать «ерунду», лучше б направить свои силы на действительно интересные и качественные проекты, тем самым подняв «оклады» авторам; «эксплуатация недопустима», и авторы имеют право на отпуска, в том числе и декретные, медицинскую страховку и достойную пенсию.
Мнения же о том, что авторы всегда могут «проголосовать ногами» и перейти в смежные профессии, где все эти блага присутствуют, подверглись жёсткой критике.
Следите за руками: в индустрии, где есть кризис перепроизводства, где под окнами у каждого издательства стоит очередь из авторов, работники, вместо того, чтобы выгодно отличаться на фоне остальных или сменить профессию, требуют не только повышения ставок, но преференций, которых нет ни у кого при аналогичной схеме работы. Концепция оплаты труда, как мерило работоспособности, профессиональности и востребованности отодвигается за скобки. Концепция git gut (исковерканное get good, «становись лучше», ранее широко используемое в онлайн-играх) перестаёт работать.
Казалось бы, какое эти события имеют отношение к нашим реалиям, где всем известно, что творческие профессии — это профессии, где нужно приложить немало усилий, чтобы добиться «хорошего» дохода, а о «социалке», за очень редким исключением, приходится в основном лишь мечтать? Да, если хочешь, чтобы мама долго пила валидол на кухне, скажи ей, что хочешь быть автором рисованных историй. У нас за желание «делать что хочется» нужно платить, и нет проблемы в том, что люди творческих профессий имеют несколько специальностей и балансируют между ними: так проще планировать бюджет и защищаться от сезонности.
В России собственной школы рисованных историй, как это есть в США, Франции и Японии, не существует. Все технологии производства и взаимодействия с авторами у нас строятся аналогично, мы также учим рисовать в техническом плане, у нас схожий набор специалистов в издательствах и студиях, абсолютный максимум этой литературы на рынке — переводной. Основные «локомотивы» популяризации — иностранные кино и анимационные ленты. Отраслевые фестивали и конкурсы организовываются и проводятся по схемам-мануалам европейских и американских. Естественно, тенденции профессионального взаимодействия между участниками тоже переходят к нам по цепочке, формируя повестку дня.
Автор рисованных историй в России — редкий зверь. За исключением десятка-другого трудящихся в студии со всеми прелестями полной офисной занятости, это человек, рисующий в свободное от основной работы время. Схема оплаты аналогична или отсутствует вовсе: либо роялти, либо разовый гонорар по итогам работы (то есть целой книжки!), который могут выдать и вовсе продукцией, а не деньгами, а то и ничего не получишь. Слишком большая цена на производство и долгий срок распространения даже малюсенького трёхтысячного тиража. Некоторые издательства делят производственные риски: часть денег вносит автор из своего кармана, но и кусок пирога для автора при полной продаже тиража будет много большим обычного.
Некоторые мои знакомые авторы были воодушевлены этой акцией протеста: наконец-то о действительных проблемах индустрии начинают говорить, и это не какая-то «ерунда», вроде квотирования количества авторов-женщин в издательском пакете. Смена парадигмы преференций и оплаты творческих профессий повлечёт за собой рост качества продукции, так как людям не нужно будет думать о том, как свести концы с концами. Кое-кто даже высказал мысль, что уже сейчас эту проблему можно если и не решить полностью, то хотя бы сдвинуть с мёртвой точки — буде издательства проявят достаточно политической воли. Начав, например, с более тщательного отбора историй для бумажного производства, а также перевода на оклад художников, рисующих на заказ по чужим сценариям.
Если вам показалось, что авторы из России немного наивны, то вам не показалось. Тем не менее они не одиноки: аналогичные идеи высказывали комментаторы под оригинальными новостями по итогам акции. В профессиональном сообществе всё активнее говорят о том, что авторы-фрилансеры достойны тех же условий труда, что и штатные сотрудники.
Любой, знакомый с основами экономики и корпоративной трудовой политикой, отмахнётся от всей этой истории как от бреда больного в остром делирии. Но ещё 15—20 лет назад так же отмахивались от идей квотирования как средства противодействия трудовой дискриминации. И что мы видим теперь?
В любом случае, это прямой запрос на изменение правил игры на рынке труда в целом и творческих профессий в частности. Понятно, что профессиональное положение авторов России как вторичного рынка рисованной литературы не изменится сразу же вслед за Европой. Да и у них ничего не произойдёт по щелчку пальцев. Тем не менее, при современной информационной доступности удалённой работы, перед нашими авторами открываются более перспективные рынки.
Возможно, аналогичные процессы в той или иной степени происходят и в других профессиях творческого сегмента. Рисованные истории — витрина современной популярной культуры, почему бы им не стать флагманом трудовой революции?