Библиотека и Четвёртая промышленная революция: корейский кейс

Нам Сук Ким

 

С наступлением Четвёртой промышленной революции чрезвычайно важно развивать творческое и конвергентное мышление у детей и молодёжи для подготовки их к жизни в современном обществе. Так считает Нам Сук Ким, заместитель директора по библиотечному обслуживанию Национальной библиотеки для детей и молодёжи Республики Корея.

В эпоху повсеместной информатизации, когда количество информации растёт с каждым днём, Республика Корея находится в авангарде этого процесса. Согласно последним исследованиям Pew Research Center, Южная Корея занимает первое место среди 39 стран по уровню распространения интернета и смартфонов и третье место по использованию социальных сетей.

С целью развития креативного и вычислительного мышления с 2018 года в Корее была запущена программа обязательного обучения программированию в средней и старшей школе, а в 2019 году планируется включить в неё и на начальную школу. В своё время Билл Гейтс и бывший президент США Барак Обама подчёркивали важность обучения программированию, считая, что это будет способствовать повышению конкурентоспособности государства. Национальная библиотека для детей и молодёжи Республики Корея (НБДМ) ищет пути для определения роли библиотеки в условиях изменяющейся образовательной политики и цифровой среды, а также для создания новых и распространения существующих традиционных библиотечных услуг и программ для детей и молодых людей.

В ответ на социальные изменения и требования, продиктованные Четвёртой промышленной революцией, в 2015 году правительство Республики Корея пересмотрело учебную программу, главной целью которой стало «способствовать развитию творчества и конвергенции».

Так называемая учебная программа конвергенции предполагает получение базовых знаний и навыков в области гуманитарных наук, социологии, науки и технологий и направлена на то, чтобы в конечном итоге развить у учащихся названные выше способности посредством гуманистического мышления и научно-технического творчества.

Важно создать для этого интегрированную среду, ориентированную на учащегося. Предлагаем рассмотреть роль библиотек в предоставлении услуг для детей и молодёжи в эпоху творческой конвергенции, в повышении потенциала библиотекарей отвечать потребностям современного общества и задаче успешного продвижения книги и чтения.

Гармоничное сосуществование библиотеки и мейкерспейса

Наряду с развитием цифровых технологий, возникновение движения мейкеров и создание мейкерспейсов привело к тому, что к традиционной миссии библиотеки по сохранению и распространению информации добавилась функция пространства для генерирования знания, творчества и коллаборации с использованием цифровых технологий, таких как 3D-принтеры, лазерные фрезерные станки и прикладное программное обеспечение.

Существуют различные определения понятия «мейкерспейс», вот лишь некоторые из них: «пространство, в котором пользователи могут что-то создавать, творить, решать различные задачи и приобретать новые навыки», «пространство для совместного обучения посредством эксперимента и игры», «пространство для совместного мастеринга, эксперимента и творчества», или «хакспейс в формате „Сделай сам“».

Четвёртая промышленная революция — время, когда технологический прогресс с его средствами конвергенции, такими как искусственный интеллект, роботы, интернет вещей, big data и совместное потребление, доминирует в повседневной жизни и требует талантливых людей с навыками творческого мышления. В подобных условиях возникла необходимость создать и использовать мейкерспейсы в публичных библиотеках для увеличения творческого потенциала нации и поддержания движения и культуры мейкеров. Публичные библиотеки Кореи традиционно проводили различные мастер-классы, такие как изготовление изделий ручной работы, резьба по дереву, садоводство и многое другое. Теперь эти творческие активности сочетаются в библиотеке с цифровыми технологиями.

В Корее публичные библиотеки могут стать подходящей площадкой для мейкерспейсов. По всей стране есть более 1000 публичных библиотек, которые открыты в выходные, у которых есть пользователи всех возрастов, а также физически эргономичное пространство и эмоционально комфортная атмосфера. Создание мейкерспейсов в библиотеках оправдано по нескольким причинам: во-первых, обучение посредством творчества и развития креативного потенциала и знания имеет высокую эффективность, и, во-вторых, образовательное пространство нужно библиотеке для выполнения одной из её задач — обучения цифровой грамотности.

Таким образом, миссию мейкерспейсов в библиотеке можно сформулировать как «культивирование талантов для будущего общества посредством активизации культуры мейкеров». В этом случае мейкерспейсы наделяются следующими тремя функциями.

Функция 1. Библиотека как пространство цифровой грамотности

Одной из основных функций библиотечных мейкерспейсов является предоставление услуг и программ образовательного пространства для обучения цифровой грамотности, которое обеспечивает новые знания, информационное и техническое образование, необходимые для быстро меняющихся информационных технологий в эпоху Четвёртой промышленной революции.

Другими словами, вместо того, чтобы просто быть пространством с современными техническими устройствами, такими как 3D-принтер и другие цифровые медиа, мейкерспейсы могут быть связаны с более глобальной функцией обучения пользователей, которую традиционно выполняла библиотека, предоставляя пользователям информацию и доступ к открытому программному обеспечению для экспериментов, творчества и обучения.

Творческие навыки невозможно приобрести и развить за короткий срок. На это влияет уровень образования и социальной среды, требуется много времени и усилий. Для того чтобы библиотечные мейкерспейсы были не просто пространством, напичканным технологичными устройствами и открытыми информационными ресурсами, а были ориентированы на конкретные темы и проблемы, они должны быть связаны с обучением цифровой грамотности.

Функция 2. Пространство для обмена знаниями и коллаборации

Природа культуры мейкеров заключается в создании и обмене информацией и идеями, общении с другими и сотрудничестве. Эта культура должна прививаться в мейкерспейсах. Интерактивный учебный процесс с дебатами, дискуссиями и презентациями – вот что представляют собой активности таких пространств. Мейкерспейсы дают программы и площадку для совместной работы, обучения и обмена знаниями, а все формы обучения соответствуют двум концепциям: «Сделай сам» и «Сделай вместе».

Функция 3. Пространство для творческого производства

Ключевым понятием культуры мейкеров является «творчество». В задачи библиотечных мейкерспейсов должен входить весь процесс производства «творческого продукта»: генерация идей, создание, сотрудничество, производство и совместное использование, — всё с целью развития творческого потенциала, необходимого обществу в эпоху Четвёртой промышленной революции.

В Корее мейкерспейсы в библиотеках стали появляться с 2013 года, когда Корейский фонд науки и технологий начал создавать по всей стране инфраструктурную базу под названием «Лаборатория безграничного воображения». «Лаборатория» — это творческое пространство, расположенное в научных музеях, библиотеках и культурных центрах, в котором можно творить, придумывать и воплощать идеи, проводить эксперименты.

Кванчжинская информационная библиотека была одной из первых библиотек Сеула, инициировавших создание у себя мейкерспейсов. Сейчас это пространство называется «Мастерская веб-мультфильмов». Здесь реализуются следующие программы для детей и молодёжи: 3D-моделирование и печать, студия цифрового сторителлинга, тренинги для сценаристов, мастер-классы по управлению дронами, школа мобильной фотографии и кино, студия по созданию веб-мультфильмов, обучающие тренинги по программированию и фотосъёмке. Библиотека также поддерживает и творческий потенциал взрослых, организуя для них тренинги по написанию автобиографий, а также сценариев для телесериалов, иллюстрированных книг. С 2014 по 2017 год здесь были реализованы 54 регулярные программы, в которых приняли участие 13 275 человек.

Обучение кодингу в библиотеках

В настоящее время обучение кодингу, или программированию приобрело характер глобального тренда. Повышенный интерес к этому наблюдается и среди корейских родителей и учащихся. Однако многие родители неуверенно чувствуют себя в данном вопросе, поскольку их поколение в своё время не получило такого образования. Самое главное в этой ситуации — преодолеть страх перед неизвестным и осознать истинное назначение и важность обучения кодингу.

Сегодня программирование важно, поскольку все продукты Четвёртой промышленной революции, в том числе искусственный интеллект, интернет вещей, интеллектуальные роботы, big data реализуются с помощью программного обеспечения на основе информационно-коммуникационных технологий.

Обучение кодингу — это, скорее, развитие способности обнаруживать проблему и решать её, нежели подготовка новых программистов. Кодинг помогает развивать творческие способности, логическое мышление и навыки решения задач. Стив Джобс в своё время сказал: «Программированию должны учиться все, потому что оно учит думать».

В некоторых публичных библиотеках Южной Кореи школы кодинга уже открыты, но пока это не так распространено. Ожидается, что в будущем в процесс включится большее количество библиотек. С мая 2018 года НБДМ проводит программу «Обучение креативному программированию в библиотеке». Это новая библиотечная услуга, отвечающая меняющейся научной и технологической конвергенции. Программа проводится при поддержке участников кодинг-клуба Samsung Electronics и даёт базовое представление о программировании. В ходе обучения используются библиотечные материалы о кодинге и программировании. Занятия проходят в третью субботу месяца, и посещают их 30 учащихся начальной и средней школы. Важно, что данная программа неизменно получает положительный отклик.

Ещё один пример успешной программы обучения кодингу в библиотеке — Кванчжинская информационная библиотека, где для занятий активно используется пространство мейкерспейса. В течение двух последних месяцев каждую субботу здесь проходит обучение с профессиональным инструктором «Весёлый кодинг с книжками с картинками» для 15 учеников начальной школы.

Изменения в профессиональном образовании библиотекарей

Библиотекари должны уметь адекватно реагировать на происходящие изменения в цифровой среде. Так, НБДМ изменила программу обучения библиотекарей, работающих с детьми и молодёжью: разработала практический семинар для библиотекарей, в рамках которого проходят лекции и тренинги по виртуальной реальности (VR), 3D-принтеру, роботам, интернету вещей и дизайн-мышлению. В частности, дизайн-мышление, которое раньше применялось только к внешнему виду продукта, теперь относится ко всему, что «может удовлетворить клиента». Другими словами, дизайн-мышление теперь применимо на всех этапах разработки продукта, планирования, маркетинга и предоставления сопутствующих услуг. Обучая библиотекарей концепции дизайн-мышления, НБДМ хочет способствовать развитию их творческого мышления и поиску инновационных идей в работе с детьми и молодёжью.

Являясь главной детской и молодёжной библиотекой страны, в 2019 году НБДМ получит государственную поддержку в размере 1,5 млрд корейских вон для «создания и функционирования мейкерспейсов в библиотеках как пространства для мечты и творчества», чтобы помочь детям и молодёжи развить их творческие способности и навыки решения проблем в эпоху быстро меняющейся цифровой информационной среды. Кроме того, НБДМ планирует представить концепцию библиотеки как креативного пространства и среды для продвижения чтения в эпоху Четвёртой промышленной революции.

Перевела с английского Мария Алексеева

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*