Уральские истории

Александр КУНИН

 

В конце 2017 года Уральский комикс-центр опубликовал «экологический сборник комиксов об Урале» под оригинальным названием «Истории Урала». Книга вышла скромным тиражом в 300 экземпляров в издательстве «Тиен». Но событие это, тем не менее, во многом знаковое.

 
Екатеринбург — один из центров отечественного «комиксостроения». Первые комиксы публиковались на Урале ещё во второй половине ХХ века в журналах «Уральский следопыт», «Приключения и фантастика». Здесь возник легендарный журнал «Велес», известный далеко за пределами региона. Именно тут родилось и благополучно функционирует издательство «Фабрика комиксов», выпускающее значительную часть японских рисованных историй манга, а также истории отечественных авторов, работающих в этом стиле.

Несколько лет назад благодаря неутомимости и энтузиазму Константина Дубкова, местного художника-комиксиста, екатеринбургское комикс-сообщество обзавелось и своим Комикс-центром. За один только 2017 год ребята успели провести большое количество всевозможных мероприятий. Причём не только в родном городе, но и за его пределами — в Челябинске, Самаре, Новоуральске и др.

Конечно, благодаря соцсетям и широкополосному интернету сегодня легко узнать, что и где происходит. Но всё же интернет — ненадёжный источник, когда речь заходит о длительной перспективе: сайты блокируются и прекращают работу, фотографии и тексты удаляются, люди уходят и уносят с собой память о тех событиях, свидетелями которых они были. Но книга на века остаётся свидетельством наших достижений, нашей истории, даже нашей глупости и наивности. Книгу, в отличие от публикации в интернете, нельзя сфальсифицировать или переделать задним числом. Вот почему так важна издательская деятельность комикс-объединений. И книга «Истории Урала» — тот пример, на который стоит ориентироваться.

 

 
В сборнике представлены работы 12 авторов. Все произведения посвящены Уралу: истории, мифам и преданиям, личному опыту, фантазиям на тему. Конечно, экология в качестве центральной темы выглядит несколько неубедительно, но это, конечно, необходимый компромисс — дань Году экологии. Зато Урал представлен в книге во всей красе: на первых страницах опубликована рисованная карта Главного Уральского хребта. По карте разбросаны названия комиксов, вошедших в сборник, и номера страниц. Таким образом, читателю легко понять, в какой части региона разворачиваются действия той или иной истории. Согласитесь, это весьма оригинальное решение.

Завершается каждая история фотоочерком, в которм мы узнаем героев и места действия из комикса. Сборник можно сравнить с каталогом авторов. На шмуцтитуле каждой истории размещаются биографическая справка и контактные данные. Если есть желание или необходимость, художнику можно написать, позвонить или пообщаться с ним в соцсетях. Такой ход, с одной стороны, тешит самолюбие авторов, а с другой — очень облегчает работу будущим исследователям рисованных историй. Кто знает, какая судьба уготована авторам этого сборника!

Конечно, у каждой рисованной истории своё «лицо», у каждого автора — свой почерк. И тем интереснее погружаться в эти рисованные миры. Не может не тронуть та нежность, с которой Елена Ясная рассказывает «Легенду о Змее-полозе». Здесь уральский хребет предстаёт в виде могучего, амбициозного древнего существа. А вот в стрипах Саши Водолажченко Урал — бунтовщик и проказник. История Елены Бутерус — это путевой дневник с массой комментариев и заметок, запрятанных в рисунке. «Проклятье старого шамана» Александра Зеленова зацепило меня более других. Это рассказ о событиях 1920-х годов на Урале. Возможно, история, на которой основывается сюжет комикса, — всего лишь байка. Да и герой-рассказчик ни на что не претендует. Но эта страшная повесть кажется уж очень правдоподобной, за лёгкой «страшилкой на ночь», рассказанной в лесу у костра, стоит целый пласт истории нашего народа…

 

 
Не стану рассказывать о каждой истории подробно, сохраним интригу. Но отмечу ещё пару моментов, на которые следует обратить внимание. Центры, клубы, библиотеки комиксов, коих уже не так мало в России, держатся на энтузиазме местных комикс-сообществ и на упорстве отдельных личностей. Константин Дубков прекрасно это понимает, поэтому в первую очередь он оповестил о сборнике своих коллег из других регионов. Думаю, такой подход можно взять на вооружение: делитесь своими достижениями с единомышленниками и, быть может, это подтолкнет их к новым идеям. Ну, и, конечно, надо чётко понимать, зачем и для кого вы печатаете книги. И если планируется издание не для внутренних нужд, а для «выхода в мир», то желательно обратиться за помощью к профессиональным редакторам и издателям, чтобы и вашу книгу, как «Истории Урала», было приятно поставить на полку в библиотеке.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*