Комиксы 18+, или О несправедливости жизни

Александр КУНИН

1 сентября 2012 года в нашей стране вступил в силу закон о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию. Теперь все издатели обязаны маркировать свою продукцию возрастными рейтингами. И комиксы не стали исключением. Наоборот — правилом. И весьма курьёзным.

Вообще возрастные ограничения в области детского чтения, тем более, если речь идёт о чтении комиксов, — история не новая. Первыми, ну, или наиболее резонансными, в этом деле были наши дорогие американцы. В 1954 году в рамках борьбы с коммунистической угрозой был принят комикс-код. Конечно, тезис о том, что хоррор-комиксы — это советская зараза, призванная растлить американских детей, был совершенно второстепенным. Настоящая причина возникновения комикс-кода скрывалась за экономическими мотивами и необходимостью разобраться с конкурентами, но это уже отдельная история.

Комикс-код — свод правил, ограничивающих и регулирующих то, что допустимо изображать в комиксах. Например, нельзя изображать злодея обаятельным, по ходу сюжета к нему вообще никакой симпатии или сочувствия не должно возникать. А вот представителей власти — наоборот, необходимо представлять так, чтобы в их благородности и правильности никто не сомневался. Запрещены нагота (в любой форме), детальное представление сцен насилия, преступлений и всего такого.

Даже к тому, где и какие слова можно использовать, были определённые предписания. Например, в названиях слово «преступление» не должно выглядеть крупнее других слов, а «ужас» и «террор» размещать на обложке вообще нельзя. Сцены с ходячими мертвецами, оборотнями, вампирами и прочими вурдалаками — просто исключено.

На изданиях, соответствующих комикс-коду, обязательно ставили специальную марку. Без этой марки комикс не мог попасть на полку магазина.

От необходимости соответствовать комикс-коду американские издатели отказались лишь в начале 2000-х годов. А вот издательство DC, выпускающее комиксы про Супермена и Бэтмена, марку комикс-кода на своей продукции ставило вплоть до 2010 года.

Кстати, в середине прошлого века подобные законы, регулирующие контент изданий для детей, принимались и в Европе. Правда, во Франции, например, за всё время действия закона было выявлено только два или три нарушения. Да и то — обвиняемые в итоге были оправданы.

В нашей библиотеке к 2012 году был уже приличный фонд комиксов на разных языках мира. И большая часть из них — не для детей. Но поскольку читателем библиотеки можно стать с 14 лет, то все книги, попадающие под рейтинг «18+», пришлось убрать с полок и выдавать только по читательскому билету.

Курьёз заключается в том, что немало книг, проходящих по рейтингу «18+», оказываются совершенно безобидными изданиями. В большинстве случаев в них нет каких-то откровенных сцен или того, что не увидели бы подростки в кинотеатрах. Некоторые сцены, послужившие причиной для маркировки, представляют собой один лишь кадр, который так вплетён в сюжет, что его и не заметишь без целенаправленного поиска. Да и сам этот кадр выглядит гораздо невиннее, чем то, что может созреть в воображении взрослого читателя.

К примеру, вышедшая в 2018 году в издательстве «МИФ» книга С. Рубио и Р. Эфа «Моне. По ту сторону холста». Это трогательная рисованная история о художнике Оскаре Клоде Моне. Она начинается с волнительного момента: Моне ложится под нож хирурга, ему удаляют катаракту. Какое-то время художнику, чей мир — образы, цвет и свет, приходится находиться в полной темноте. И он погружается в живописный мир воспоминаний. Мы узнаём яркие моменты его жизни, друзей, моменты творческих потрясений и вдохновения — всё то, благодаря чему Моне стал тем блестящим художником, каким мы его знаем.

Сценарист книги, Сальва Рубио, — профессиональный историк, книга снабжена хорошими комментариями и пояснениями. И после её прочтения мир Моне стал бы для юного читателя не просто знакомым, а родным, близким и понятным.

Под маркой «18+» в нашем фонде оказалась значительная часть книг от издательства Marvel. На одной полке с ними красуются хиты издательства DC. Например, одна из вершин интеллектуального комикса — роман «Хранители». «Не надо быть энтузиастом массовой культуры, чтобы по первым двадцати страницам понять, что „Хранители“ — образец высокого, очень высокого искусства», — пишет об этом графическом романе журналист и обозреватель Лев Данилкин. Следующие два культовых романа в этом ряду — «V — значит вендетта» и книга о Бэтмене и Джокере «Убийственная шутка» того же сценариста Алана Мура. Это книги, которые обязательны к прочтению всем, кто хотел бы приобщиться к действительно лучшим мировым комиксам.

Ну, и завершая этот скромный «нерекомендательный» список, я бы назвал самую полезную комикс-книгу для ребят, увлечённых наукой, фантастикой и изобретательством — «Рик и Морти. Полное издание». Первый том её вышел в 2017 году в издательстве «Комильфо».

Конечно, практически в любой книжке (даже в сказке про Колобка) можно отыскать повод пометить её маркером «18+» и убрать из публичного пространства. Издатели вынуждены перестраховываться и ставить эту марку даже там, где можно было бы и обойтись. А некоторые издатели-весельчаки ставят её нарочно, зная, что «запретный плод — сладок» и такая деталь на обложке только подтолкнёт подростка к покупке книги. А вот библиотекарю приходится работать по правилам: есть маркер — не ставим на полку.

Однако самый главный критик и самый главный цензор — это сам читатель. Давайте помнить: мы — это то, что мы читаем.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*