В восприятии современного человека со словом «хип-хоп» может ассоциироваться самый широкий спектр явлений — от искусства до социальной активности, от шоу-бизнеса до криминала. Мы же поговорим о хип-хоп культуре – как принято называть ее в аутентичном варианте.
В 2014 году эта культурная формация отметила свое 40-летие. Само же слово «Хип-хоп» происходит от названия одноимённой вечеринки ‘The Hip Hop Beeny Bop’, что можно перевести как «подвижная молодежная (или подростковая) вечеринка» (‘bop’ — сокращение от слова ‘boppers’, т. е. подросток). Сегодня устоявшееся понятие «хип-хоп» является отражением культурной формы, включающей в себя многие художественные практики: музыку, танцы, изобразительное искусство и даже науку.
Уже в 1974 году в США существовало организованное сообщество людей, практикующих в той или иной мере набор художественных видов деятельности определенного стиля, которые и стали основой будущей уличной культуры. (Сразу оговоримся: культуры мы понимаем как равнозначные явления окружающей жизни в противовес разделению на высокую и низкую). При этом основой таких объединений являлась бедная молодежь в крупных городах Восточного побережья, существенную часть которой составляли афроамериканцы и латиноамериканцы. Не подлежит сомнению значительный вклад чёрной (африканской, латиноамериканской) культуры, на которой строилась ранняя хип-хоп культура. Более того, как отмечают многие исследователи, она явилась кульминацией эпохи борьбы за гражданские права и стала своеобразным культурным проводником идей угнетаемого цветного населения США. Наряду с этим хип-хоп как культурное явление еще на заре своего существования в конце 1960-х — начале 1970-х был попыткой вступить в конкурирующую борьбу с засильем «белого» шоу-бизнеса, что особенно ярко проявилось именно в музыке. Так, если у преуспевающей «белой буржуазии» были диско и рок, то бедное цветное население обращалось к блюзу, джазу, соул и, наконец, фанк-музыке. Я думаю, наиболее узнаваемым исполнителем той эпохи по праву может считаться Джеймс Браун с его узнаваемыми хитами ‘Sex Machine’ или ‘I Feel Good’, под звуки которых и зарождалось будущее хип-хоп поколение. Далее, уже в 70-х, произошло два важных технических переворота, относящихся к воспроизведению музыки. Во-первых, когда диджеи начали использовать два виниловых проигрывателя, растягивая до бесконечности кульминационные места на записях (‘breaks’, или «брейки»). Такая техника была позаимствована от ямайских диджеев и была доведена до совершенства ‘Grand Master Flash’. Во-вторых, также заимствованное публичное проигрывание записей с использованием такого метода. Все это привело к развитию «уличных вечеринок», на которых молодежь танцевала под любимые «зацикленные места» (loops). Оригинальные же танцевальные движения, вроде резкого падения на колени и ритмичных движений ногами, изначально были взяты у того же Джеймса Брауна, а затем дополнены разнообразными элементами — от восточных боевых искусств до русских народных танцев. Граффити же развивалось во многом параллельно музыке и танцам к началу 1970-х, времени, когда в крупных городах восточного побережья США, таких, как Нью-Йорк и Филадельфия, стала накаляться общественная обстановка. Это было вызвано политическими и социально-экономическими преобразованиями в крупных мегаполисах, в результате которых существенно ущемлялись права цветного населения, а также бедных жителей городских окраин. Они не только не могли найти работу, но и имели в целом низкий социальный статус. На таких окраинах жизнь шла по своим правилам. Молодёжь из бедных семей пыталась трансформировать общепринятые ценности, при этом ведя активный творческий поиск своей идентичности, что реализовывалось в художественных практиках (в результате выливалось в эстетические манифестации).
Наиболее популярная среди самих райтеров (художников граффити) история возникновения граффити начинается в конце 1960-х годов и связана она с членами уличной банды, состоявшей в основном из пуэрториканской молодежи. В таких группировках было принято отмечать территорию своего влияния именно при помощи надписей на стенах, преимущественно своим именем и номером своего дома или улицы, например, Johny of 93. При этом многие райтеры были одновременно и танцорами, изготавливали самодельные афиши мероприятий и различные послания.
В СССР хип-хоп завезли наши соотечественники, имевшие возможность выезжать за границу. Изначально он воспринимался как некая западная мода, где «крутые черные» ребята виртуозно обращаются с проигрывателями, танцуют, читают рэп и рисуют. По словам очевидцев, в начале 1980-х это вызывало настороженное отношение со стороны властей, однако музыкальные эксперименты с ранней хип-хоп музыкой и русским языком (группа «Час Пик» из Куйбышева) вызвали реальный интерес у слушателей. Так, одним из первопроходцев брейк-данса в СССР можно смело считать легендарного джазового музыканта, саксофониста Алексея Козлова, который, будучи руководителем группы «Арсенал», уже в самом начале 1980-х включал движения «роботов» в свою шоу-программу. Однако после общения с мэтром, я понял, что во многом это был протест против Системы, который и выражался в таком стиле. И что интересно, протестные мотивы хип-хопа в этой точке объединили совершенно разнонаправленные группы молодежи — советских неформалов и бунтующих афро- и латиноамериканцев в США. Ввиду же тяжелых социально-экономических обстоятельств и напряжённой политической обстановки можно сказать, что условия, при которых хип-хоп получил бурное развитие в 1990-е годы в России, были близки по своей сути к тем, что можно было наблюдать в США в конце 70-х на заре рождения хип-хоп культуры.
Сегодня можно видеть уже огромную палитру всевозможных стилей и направлений хип-хопа в России, где музыка соединяется с экспериментальной электроникой, а граффити уходит в отдельный, свободный вид уличного искусства.
Наряду с этим нельзя не упомянуть и тему индустрии шоу-бизнеса, которая представляет собой отдельное явление на западе, где существую развитые механизмы рекламы и монетизации. И действительно, с самого начала становления хип-хоп культуры в США в ней присутствовало два течения — аутентичное (уличное) и коммерческое. Несмотря на то, что проводить четко такое разделение по определенным критериям невозможно, существует объективная реальность корпоративного контроля, которая, в частности в США, еще в конце 1980-х начала использовать хип-хоп как своего рода способ укрощения бунтующей молодёжной аудитории. Таким образом, коммерчески успешное направление, во многом поддержанное технологическим прогрессом в области звукозаписи, вылилось в многомиллиардную рэп-индустрию, которая сейчас во многом определяет образ западной поп-музыки.
В России же некоторые журналисты указывают на существующие с конца 1980-х трёх поколений рэп-музыки: пионеры, продолжатели и последователи, при этом взаимосвязь с коммерческой составляющей тут еще сложнее, чем в западном варианте. И действительно, отсутствие развитой музыкальной индустрии у нас в стране также распространяется и на хип-хоп культуру, порождая при этом интереснейшие эксперименты в рамках жанра, которые, однако, редко доходят до массового слушателя.
Сейчас хип-хоп в России, по мнению многих экспертов, переживает своё новое рождение уже как зрелое образование: зачатки индустрии постепенно трансформируются в творческие индустрии, в которых находится место и независимому творчеству и даже хип-хоп образованию.
Всё это в немалой степени связано с новой политикой в области культуры, которая начала обращать внимания на молодёжные альтернативные культурные течения. Вопрос в том, что разумность такого сотрудничества напрямую зависит от хип-хоп активистов, которые могут послужить проводниками либо коммерции, либо социального хип-хопа. Конечно, прогнозировать трудно, однако сегодня можно повсеместно наблюдать проявления инициативы снизу, которая предполагает активную гражданскую позицию. Порой такие стремления возникают как своеобразный патриотический мотив, попытка улучшить жизнь в локальном контексте своего города, района, двора. Такая тенденция, безусловно, не может не радовать, и в скором времени, я надеюсь, при упоминании словосочетания «хип-хоп культура» будут возникать только положительные эмоции.