Егор Серов: Пробуждать интерес к чтению

Наш собеседник — радиоведущий Егор Серов, создатель и главный редактор самой книжной радиостанции — радио «Книга». Поговорили о перспективах и специфике «книжного вещания», о традиционной книге, конечно, тоже не забыли.

 
— Если не ошибаюсь, аналогов такой радиостанции, как «Книга», до сих пор не существовало: вся эфирная сетка посвящена только и исключительно литературному тексту. Как родилась эта идея и, главное, как удалось её реализовать?

— Литературное радио пытались сделать не единожды. Но проблемы, как всегда, возникали на стыке: с одной стороны — литература, с другой — радио. Специалисты-радийщики за эту тему не брались, потому что она тяжело монетизируется. А те, кто хотел взяться, мягко скажу, не очень понимали в том, что такое радио. Теперь про сетку. Она не вся посвящена литературному тексту. У нас есть инструментальная музыка, выполняющая сугубо подчинённую вспомогательную функцию смыва впечатления от услышанного, функцию «досопереживания» и эмоциональной подготовки к следующему содержательному сегменту эфира. А ещё у нас есть большое количество познавательных программ, посвящённых книгам, авторам, литературным героям. Их более двадцати. И это — наше собственное производство. И, уж конечно, никак не литературный текст. Более того, эти программы специально создавались для радио, сценарии писались специально для радио, а это — большая специфика.

Как идея родилась? Николай Расторгуев, лидер группы «Любэ», вдруг загорелся этой идеей. Честно скажу: я его отговаривал. Но всё завертелось… Я написал концепцию. (Причём делал это втайне, потому что активно развивал всё, что связано с литературой, на другой радиостанции, на радио «Звезда».) Она понравилась. И спустя некоторое время меня пригласили эту концепцию реализовать.

— У любого проекта есть свои, простите за пафос, мега-задача и адресат.

— Адресат у нас носит название Целевой Аудитории — ЦА. И мы всё делаем на радио «Книга» не для себя, а с прицелом на эту аудиторию. Таковы законы радио. Не думаю, что здесь надо вдаваться в детали. А основной нашей задачей мы видим пробуждение интереса к чтению. Мы хотим, чтобы наш слушатель пришёл к пониманию того, что читать — это полезно, нужно и уже даже модно. Учёные говорят, что чтение заменить ничто не может — ни телевидение, ни кино, ни радио. Но радио я всё-таки поставлю в конце, потому что фантазию радио развивает. Радио рисует в головах такие картинки, какие телевидению даже и не снились.

— И всё-таки: радио «Книга» — это радио о книгах или форма радио-театра?

— Это и то, и другое. Я бы сказал, что радио «Книга» — это навигатор в мире книг. А с другой стороны, мы напоминаем нашим слушателям о том, какие чудесные книги они читали когда-то. В эфире у нас звучат только короткие фрагменты из книг. Нет фонограммы длиннее 10 минут. Можно послушать и составить мнение: интересна мне эта книга или нет. И если она понравилась, то уже взять её в руки и читать. Потому что настоящее чтение никакое аудио заменить не может. Его вообще ничего заменить не может.

— Вы правы, но мне кажется, может и ошибочно, что сегодня, в силу небывалых ритмов жизни, перенасыщенности информацией, книга в формате аудио стала более востребована, чем печатный текст. Люди не успевают читать, а послушать книгу можно и в машине, и в метро с плеера или смартфона. Не создают ли аудио-источники (и радио в том числе) серьёзную конкуренцию традиционному бытованию книги?

— Книга в формате аудио очень востребована. Но не из-за перенасыщенности информацией, а из-за перегруженности людей. Особенно — горожан. Не случайно радио сейчас в основном слушают в автомобилях. Люди не хотят тупо стоять в пробке и слушать натужные шутки под самохохот или современные песенки, с позволения сказать… На мой взгляд — это деградация. Слава богу, не во всём, но, увы, во многом. А конкуренции радио и книги бояться не стоит. Я уже говорил, что, когда мы читаем книгу, начинают работать такие процессы, которые другим способом не запускаются. А без развития воображения, фантазии невозможен ни один творческий процесс. Без них ни кино снять, ни программу написать. Можно вагоны разгружать… Но хотят этого немногие. К сожалению, тут ещё надо отметить, что качество аудиокниг пока находится на очень низком уровне. Это — тоже большая работа, которую мы взяли на себя. Из существующего контента мы отбираем лучший и многое озвучиваем-записываем сами.

— За вашу радиостанцию я, однако, спокоен: вы всегда демонстрируете редкое качество. Эфирная сетка поражает многообразием подходов к тексту — от инсценировок и обзоров до обсуждения киносценариев. Расскажите, пожалуйста, хотя бы о ключевых программах радиостанции. Из каких кирпичиков, так сказать, складывается радио «Книга»?

— Я не так спокоен, как вы. Потому что проект этот весьма затратный. А в нашем мире сейчас «добро не всегда побеждает бабло». Общество дорвалось до зарабатывания денег. К сожалению, понимание того, что без души, без любви никакие деньги, никакой успех не нужны — это понимание приходит позже. Если вообще приходит. Но нам не всё равно, какие люди живут в нашей стране, не всё равно, какими вырастут наши дети. Мы хотим аккуратно и тонко, ненавязчиво объяснить им с помощью радио «Книга», что в желании стать лучше, умнее, стать более развитым, научиться оперировать смыслами — ничего плохого нет. Это очень полезно и нужно. Говорить на эту тему можно долго, но схематично — так. А по поводу кирпичиков, из которых строится радио «Книга»… Они разные. Создавая радиостанцию, мы старались учесть психологию восприятия на слух. Сделать это ненавязчиво, не занудно. Мы не хотели быть дидактичными. И, по-моему, нам это удалось.

— Помимо текста, в эфире много музыки. Вижу даже рубрику «Читаем музыку».

— Мы стараемся использовать все возможности радио. А это — звук. Звук разный. Его сочетание в разумных пропорциях и правильной последовательности и составляет радио. Про нашу рубрику «Читаем музыку» — хороший пример. Ведь музыка в литературе упоминается очень часто. Но в книгах мы никогда не встречали сочетание прозы и нотного стана. Буквы не переплетаются с нотами. А на радио это возможно. Из-под текста мы можем вывести звук того или иного музыкального произведения, напомнить слушателю, о чём идёт речь. А заодно — оживить чтение, сделать его более «вкусным».

— Кстати, мне кажется, мог бы быть интересен цикл передач о жизни текста в музыке, о музыкальных переложениях литературных текстов — от опер до рок-произведений и инструментальной музыки «по мотивам».

— Всему своё время.

— В эфире звучат произведения только классиков, только проверенных временем авторов? Есть вероятность, что вашу команду заинтересуют тексты талантливых, ярких, но только набирающих силу в литературе писателей, не успевших снискать широкой известности?

— В эфире звучат и классика, и книги современных авторов. И молодых авторов тоже много. Они звонят, пишут, приходят к нам. Многие звучат в нашей рубрике «Вы нам писали. Читает автор». Радио «Книга» всегда открыто для талантливых людей.

— Достаточно взглянуть на перечень передач, чтобы «заподозрить» вас в стремлении не столько «развлекать», сколько просвещать аудиторию. Всё-таки рядом с художественными текстами здесь присутствуют и научпоп, и историко-литературные обзоры, и критический анализ и т. д., и т. п. Я прав? Аудитория с благодарностью, надеюсь, принимает благородное стремление просвещать?

— Просвещать — это конечно, первое. Но и про «развлекать» мы не забываем. Потому что, на мой взгляд, ни одно серьёзное дело нельзя выполнить без юмора. Даже без некоторой доли хулиганства, без прищуренного глаза. В противном случае можно превратиться в занудную радиостанцию, ориентированную только на специалистов. Мы же хотим, чтобы нас слушала самая широкая и разная аудитория.

— Такие объёмы работы по силам, наверное, только большой команде.

— Да, штат нашей команды чрезвычайно раздут. Мы вещаем круглосуточно, без выходных. В редакции работает семь человек. Это — почти нереально. В несколько раз меньше, чем могут представить себе специалисты. Но команда у нас — профессиональная. Люди увлечены своим делом. Считают его важным и нужным. Психи, короче говоря. Конечно, в хорошем смысле слова.

— Как вы оцениваете перспективы радио такого формата в России? Ну, и, конечно, хотелось бы узнать о планах радио «Книга»: чего ждать слушателям в скором уже 2018 году?

— Хотелось бы, чтобы такое радио было. Но поддержки его мы не находим. Ни со стороны государства, ни со стороны спонсоров. Поэтому перспективы — туманны. К сожалению, мы пока ещё очень молодое общество, и не все механизмы в нём работают качественно. А понимание того, что культура, нравственное развитие человека, его просвещение, приобщение к книгам — это дело первостепенной важности, у нас традиционно буксует. Поэтому и приходится выезжать на энтузиазме. Но я — оптимист и верю в лучшее.

 
Вопросы задавал Евгений ХАРИТОНОВ

 

4 комментария

  1. Для себя открыл новое-хотя и считаю себя старым книголюбом.Спасибо и успехов!!!!!!!!!!

  2. Прекрасное радио, мы и слушаем его, и выступаем на нем, и желаем ему процветания!

  3. Спасибо Вам, всей редакции, людям вам помогающим за этот замечательный «Глоток воздуха»!!! Успехов вам и новых интересных передач!!! Храни вас Бог!!!

  4. Хотелось бы чтобы радио нашло выход на свою аудиторию и, соответственно, на спонсоров и способы монетизации. Может подобный формат в конце концов вытеснит все прочие радиоформаты, так как музыка по радио уже не так актуальна как отрывки книг и любой другой способ ориентирования в огромном потоке информации.

Комментарии закрыты.