Множественные личности Дэвида Хеллера

Артём ЗУБОВ

Существование множественных личностей в одном сознании — горячая тема текущего киносезона. Совсем недавно в русский кинопрокат вышел фильм «Сплит» М. Найта Шьямалана о расколотом сознании героя Джеймса Макэвоя. Одновременно мы все, затаив дыхание, досматриваем новый сериал «Легион», главный герой которого — мутант Дэвид Хеллер, в чьей голове роится несметное число личностей, каждая из которых наделена своей особой суперсилой.

 
Книга, которая одной из первых привлекла внимание читающей общественности к теме расщепления сознания, — «Таинственная история Билли Миллигана» Дэниела Киза, автора бессмертных «Цветов для Элджернона». История Билли Миллигана — документальная запись реальных событий, элемент вымысла в ней невелик. Герои Киза — психологически и физически уязвимые дети, но дети не по возрасту, а по наивности отношения к миру вокруг. Их открытость и доверчивость делают их «отклонениями» в глазах окружающих, непохожими, другими и оттого преследуемыми постоянными насмешками и издёвками. Чарли, герой «Цветов…», и Билли Миллиган — оба мечтают о том, чтобы стать такими же, как все, и в обоих случаях терпят крах.

Сюжет о расщеплении личности привлекателен для кино. Перво-наперво, это идеальная возможность для артиста предъявить публике свой актёрский диапазон. Более двадцати персонажей в одном, каждый из которых больше, чем только сумма отдельных черт характера, каждая из личностей отличается по возрасту, образованию, телосложению, манере говорить и вести себя, и т.д. Чем не идеальная роль для актёра, готового продемонстрировать свой талант и потешить актёрское тщеславие? В то же время этот сюжет позволяет отойти от изображения событий внешнего мира и погрузиться в подсознание героя, что в свою очередь открывает массу возможностей для сценаристов и художников по использованию сюрреалистической образности — визуально заманчивые для кинематографистов сюрреалистические приёмы, однако, непросты в обращении, тем более в формате телевизионного шоу, рассчитанного на самого широкого зрителя.

Создатели «Легиона» в полной мере используют оба преимущества этого сюжета: событийная канва сериала хотя и пестрит неожиданными поворотами и решениями, всё же уступает более напряжённым по драматическому накалу событиям внутреннего мира Дэвида Хеллера. А главная интрига сериала — скрытые в прошлом героя причины расщепления его личности. Формально сериал снят по комиксам Marvel и принадлежит вселенной «Людей Икс», но на практике эта связь не просматривается вовсе. Согласно канону, отец Легиона — лидер мутантов Икс профессор Ксавье, но в сериале эта деталь осталась за кадром, как и прочие отсылки к комиксам. Создатель и главный идеолог сериала — режиссёр и писатель Ной Хаули, известный миру прежде всего как человек, ответственный за сериализацию «Фарго» братьев Коэнов, усилил реалистическую, или социально-психологическую составляющую, затемнив родство истории с её комиксовым прошлым. В «Легионе» нет привычных для фильмов про Людей Икс ярких битв с демонстрацией всевозможных сверхспособностей. По-настоящему зритель не видит даже проявления всех сил Хеллера. Известно, что каждая из его личностей обладает особым даром, однако это разнообразие — к счастью ли, к горю ли — не являет себя во всей красе. В отличие от Людей Икс Дэвид Хеллер с собратьями по «мутантской» доле не борются и за права изгоев и отщепенцев, ведь главный противник Хеллера — он сам. Битва Хеллера с внутренним демоном, «дьяволом с жёлтыми глазами», — вот основа конфликта «Легиона» и секрет его притягательности.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*