Там чудеса, там леший бродит!

Александр КУНИН

«Злой дух Чугуя». Художник М. Заславский

Российский фольклор в комиксах — затея благородная. Более того, эта тема уже практически традиционная для мира отечественных рисованных историй.

 
Недавно в Библиотеке для молодёжи состоялся круглый стол на тему «Рисованные истории как средство сохранения и популяризации языков малых народов России». Это мероприятие было основано на результатах серии мастер-классов финской художницы-комиксистки Санны Хукканен, проведённых в финно-угорских регионах России. Её мастер-классы нашли горячий отклик в молодёжной аудитории на местах. Оказалось, что тема народной культуры, исторических корней заботит ребят, стимулирует их к творчеству, побуждает задумываться о судьбе родного края. Надо было видеть, с каким удовольствием и пылким азартом гости Круглого стола, участники мастер-классов Санны, рассказывали о своих свершенных проектах и новых задумках.

Не исключено, что мы до сих пор просто недооценивали потенциал рисованных историй как языка межкультурного общения. «Мы, национальности России, сверкаем как бриллианты в короне, — говорил на Круглом столе школьный учитель и коми-пермяцкий этнограф Василий Гагарин. — Каждый бриллиант сверкает по-своему и это придаёт целостности всей короне». Но что знают, например, буряты об ингушах или поморах? И мы уж не говорим об иностранцах, для которых мы все русские и наша великая Россия ограничивается, в лучшем случае, двумя точками на карте — Москва и Санкт-Петербург.

Конечно, привлекая в этом контексте язык рисованных историй, язык комиксов, манги и т.п., мы преследуем сразу две цели. С одной стороны — привлекаем внимание читателя к родной культуре, с другой — знакомим с ней людей из других культурных и национальных кругов. Это может работать как на межкультурное общение внутри страны, так и на создание положительного и, уж точно, неповторимого образа России за рубежом.

Надо заметить, что народные мотивы в отечественных рисованных историях стали появляться ещё в 90-х годах прошлого века. Все эти опыты были по-своему интересны. Давайте вспомним некоторые из них.

В 1991—92 годах вышло несколько любопытных проектов. В издательстве «Панорама» было заявлено о запуске сразу группы изданий рисованных историй по сериям: «Библейские сказания», «Мифы и легенды», «Детектив. Приключения. Фантастика» и «Из истории отечества». В рамках последней из этих серий в 1992 году вышла книга с работами «Олегов щит», «Куликовская битва» и «Чуден град».

«Олегов щит». Художник Николай Смирнов

«Олегов щит» повествует о походе князя Олега на Константинополь в 907 году. Эта работа художника Н. Смирнова и сценариста Н. Осипова примечательна. В ней нет никаких нравоучений и глубокого погружения в исторический контекст. Эти функции берёт на себя рисунок: подробные детали одежды и предметов быта, архитектура русских и византийских построек, планы местностей с населяющими их народами и карты боевых действий. А сюжет прост и интересен для читателя: наши купцы приехали в Константинополь, но их там плохо встретили, да ещё двойные поборы платить заставили. Купцы вернулись домой и пожаловались князю. Тот решил наказать византийцев и напомнить им о старых уговорах о дружбе. Ну, заодно и награбить, что попадётся.

Историческая подоплёка похода Олега на Константинополь, разумеется, сложнее, но для динамичного сюжета рисованной истории оказалось достаточно даже одной какой-то из линий исторического сюжета.

Третья история в этой книге сюжетно отличается от первых двух батальных. В рисованной истории «Чуден град» (рис. Г. Филатова, сценарий И. Варичева) рассказывается о Свияжске, чья постройка решила исход борьбы Ивана Грозного за Казань в 1552 году.

«Чуден град». Художник Геннадий Филатов

Вызывает уважение, с какой бережностью и простотой авторы книги обошлись с неоднозначными фигурами исторических деятелей, как просто и ненавязчиво представили роль христианской церкви и древних славянских верований в жизни народа. А довершает книгу вставка из цветных фотографий. Читателю предлагается возможность увидеть современный облик тех мест, о которых повествуется в рисованных историях.

Примерно в то же время, 1991—92 годы, московская комикс-студия «КОМ» публикует в издательстве «Фотофильм» два выпуска сборника «русских сказок в комиксах» под названием «Офеня». Авторы сборника хоть и ёрничали, выбрав образ офени-коробейника, торговца лубками, в качестве символа для этого проекта, но в остальном были предельно серьёзны. Сюжеты большинства рисованных историй в сборниках, действительно, основаны на русских народных сказках. Тут и «Солдат и черт» Ю. Жигунова, и «Илья Муромец» И. Воронина, и «Лиса и Журавль» С. Роднова, и «По щучьему веленью…» В. Свиридова, и другие работы таких авторов, как А. Акишин, Г. Ревун, М. Заславский, А. Егоров.

«Праздник преподобного Шерстня». Художник Аск. Акишин

Иным путем в работе с фольклорными сюжетами пошли екатеринбургские авторы журнала «Велес», который выходил с 1991 по 1995 годы. Действие первой истории о славянском герое Велесе, по имени которого и назван журнал, разворачивается во II веке на фоне набегов кочевников-сарматов. Но уже следующее появление этого персонажа происходит в вымышленном мире, наполненном волшебством и персонажами славянского пантеона, это уже не историческая реконструкция, а полноценная фентезийная история приключений паренька-богатыря Велеса. Младенцем он был подброшен в качестве жертвы богу Волосу. Но тот по каким-то странным своим мотивам решил вырастить мальчика и обучить всяким тайнам и волшебству. Под опекой у Бабы-Яги Велес достиг 17-летнего возраста. Тогда-то и начинаются его приключения. Кстати, в 2016 году вся первая история этого фентези под названием «Велес. Дурман-цветок», нарисованная и придуманная И. Кожевниковым, вышла под одной обложкой в издательстве «Тиен».

По такому же принципу, как и история Велеса, были созданы и некоторые другие работы, опубликованные в журнале: еще одна славянская фентези «Видар» Р. Садыкова и историческая фентези «Ратоборцы» К. Комардина, действие которой разворачивается во время одной из военных кампаний А. Суворова в XVIII веке.

Не только славянская тематика оказывалась в центре внимания комиксистов. В 2011 и 2012 годах в Якутии вышли комиксы, посвящённые приключениям Нюргун Боотура, героя якутского эпоса «Олонхо». Немногим ранее, в 2009 году, карельский художник-комиксист В. Лукконен выступил с целой серией рисованных историй на основе сюжетов финно-карельского эпоса «Калевала».

«Калевала». Художник Владимир Лукконен

О том, что фольклорная тематика интересна молодёжи, ярко свидетельствует и то, какие работы присылают молодые комиксисты на всероссийский конкурс Международного фестиваля «КомМиссия». Как правило, это работы на околомифологическую тему, где используются лишь отдельные фольклорные элементы для создания авторской вселенной. Такова, например, работа Вельги «Огни», победившая в конкурсе 2016 года в номинации «Комикс». А вот истории «Кто дал птицам песни», «Красавица Астакан» и «В древние времена» московской художницы В. Ледневой выполнены в оригинальной связи с каноническими фольклорными сюжетами.

Можно сказать с уверенностью, что российская история и фольклор нашего многонационального народа — тема неиссякаемая и благодатная. И, судя даже по тем немногим примерам, о которых шла здесь речь, вариаций в работе с материалом может быть много. Но подходить к этому делу надо с умом и профессионализмом. Важен не только хороший рисунок, умение работать с сюжетом, но и погруженность в исторический и фактический материал, любовь к своему делу.