В Российской государственной библиотеке для молодежи в рамках международного молодёжного проекта «Социальный хип-хоп» прошли встречи с представителями российской и шведской «уличной» культуры. Основные идеи проекта — привлечение внимания общественности к острым социальным проблемам (таким, как адаптация мигрантов, инвалидов, вандализм, криминал и т.д.), а также к уличной культуре как механизму, способствующему социализации, образованию и развитию молодежи.
Участники проекта — танцор и хореограф, радиоведущий и ди-джей, танцор и педагог, исследователи современного искусства — в ходе встреч (междисциплинарный круглый стол «Международная молодёжная социальная инициатива: практики уличной культуры», многочисленные мастер-классы) попытались соединить острую социальную направленность уличной культуры и её художественные направления. Что особенно важно сейчас, когда мы все в той или иной мере чувствуем отголоски политической ситуации в повседневной жизни. Благодаря участию в подобных проектах мы имеем возможность изменять ситуацию к лучшему на местах. Ведь открыто постулируемый конфликт интересов России и Европы разделяют далеко не все, особенно в молодежной среде. Это означает, что в ряде субкультурных движений взгляды молодежи относительно культурной, образовательной и социальной сфер общественной жизни не расходятся с позицией государства. В таком контексте проект «Социальный хип-хоп» можно воспринимать как интерактивную площадку для конструктивного диалога не только людей из разных стран, но и представителей различных поколений, политических взглядов и идеологий.
Другой особенностью состоявшегося события явилось прямое обращение к людям, которые зачастую не получают должного внимания со стороны официальных органов: инвалиды, мигранты, дети. Ведь именно вопросы, связанные с этими группами, требуют самого пристального внимания общественности, однако их полноценное принятие и осознание по-прежнему остается проблемой. Поэтому гости из Швеции в своих выступлениях сконцентрировались на практической составляющей, предлагая оценить их опыт, чтобы реализовать нечто подобное в России. В частности, Томми Молитор, танцор и педагог по танцам у инвалидов, представил свою организацию «No Limits Sweden» и сразу нашел общий язык с группой «Преодрам» (музыкальный коллектив колясочников), участники которой продемонстрировали невероятный творческий заряд в рамках музыкального мастер-класса. А Эмили Энлунд и Йохана Фройд, танцоры и хореографы высокого уровня, показали интереснейшие прикладные обучающие подходы в рамках уличных танцев при работе с детьми и подростками, поделились своим видением использования уличной культуры как механизма по преодолению проблем сегрегации, адаптации мигрантов и снижению межнациональной напряженности. И совершенно очевидно, что хип-хоп как яркая молодежная и многонациональная культура может и должна стать проводником дружбы между народами.
Формат проекта предполагал не только практическое применение подобных идей, но также и попытку взаимодействия с официальными институтами. Проект имел свою научную составляющую, которая была значительной основой практической базы. Во встречах принимали участие координаторы проекта медиа-исследователи, кандидаты искусствоведческих наук Екатерина Калинина и Людмила Воронова, а также Якоб Кимвалл, исследователь современного искусства, представлявший свои педагогические и научные наработки в области визуального искусства.
Что касается вопроса о художественных направлениях уличной культуры, то здесь следует отметить выступление Якоба Кимвалла. Он представил свою монографию «The G-Word», в которой подробно рассматривает социальные аспекты феномена граффити. Учёный озвучил свои подходы к переосмыслению этого явления. Важно то, что феномен граффити уже постепенно входит в круг вопросов, интересных для российских учёных. Эта же тема использования стрит-арта в городской среде довольно часто звучит на встречах урбанистов, архитекторов и художников.
Практика международных молодёжных встреч не нова. Однако, учитывая тему этой встречи, можно смело сказать, что в Российской государственной библиотеке для молодежи состоялось мероприятие нового формата.
Сам факт того, что такой проект реализовался, говорит о потенциале субкультурных сообществ по осуществлению полезных проектов, напрямую связанных с образованием, воспитанием и социализацией подрастающего поколения. Важно понимать также, что первый шаг на пути к созданию продуктивного диалога «субкультуры — государство» в рамках данного проекта сделан именно со стороны активистов уличной культуры. Будем надеяться, что ответная реакция официальных учреждений не заставит себя долго ждать и даже существующие предрассудки касательно «чуждых культур» и «фальшивых ценностей» не помешают осуществлению действительно важных социальных взаимодействий.