Фестиваль комиксов: маленький шаг в большую библиотеку

Александр КУНИН

 
Фестивали в стенах РГБМ — события, к которым готовятся с особым трепетом и любовью, ведь каждый такой праздник открывает библиотеку для большого количества новых молодых читателей.

В 2016 году в Российской государственной библиотеке для молодёжи состоялся юбилейный, 15-й по счёту, фестиваль рисованных историй «КомМиссия». Этот молодежный форум проходит при поддержке РГБМ уже в четвёртый раз.

История у каждого фестиваля своя: одни рождаются в творческих муках за дверями директорских кабинетов, а другие стихийно возникают в читательской среде. Именно так, стихийно, в 2002 году и возникла «КомМиссия», вскоре ставшая ключевым событием для профессионалов и любителей комиксов в России. Сначала фестиваль ютился в зале Зверевского центра современного искусства, но вскоре вышел за его пределы, освоив такие московские площадки как ЦДХ, ЦСИ «Винзавод», галерея М’АРС, Центр дизайна ARTPLAY и другие. Сначала это было скромной выставкой комиксистов для комиксистов, о чьём существовании в России мало кто догадывался, а теперь это важный форум, на котором читатели получают возможность пообщаться в неформальной атмосфере со своими кумирами, приобщиться к миру творчества, получить незабываемые впечатления и эмоции.

Основой для связи фестиваля с РГБМ послужило создание в 2010 году в структуре библиотеки Центра комиксов и визуальной культуры. Это два замечательных зала, в которых располагается обширный фонд рисованной литературы, проходят выставки, лекции, мастер-классы и клубные встречи. Для многих посетителей фестиваля именно эти залы становятся отправным пунктом в захватывающем путешествии по библиотеке, которое задерживает их здесь на многие годы.

Кстати, надо заметить, что и по содержанию фестивали бывают очень разными. Одни похожи на большую ярмарку, где основа всего — торговля и всевозможные развлечения. Это, как правило, коммерческие проекты, где любой пункт программы в первую очередь зависит от его потенциальной рентабельности. Другие, как «КомМиссия», ориентированы на качественный контент, интересную образовательную и просветительскую программу, а потому они не такие массовые и прибыльные для своих организаторов. Но проблемы у всех фестивалей одинаковые — поиск удобной и доступной площадки, необходимость в поиске средств для оплаты различных организационных нужд и т.п. И это ещё одна из причин, почему фестивалям, особенно некоммерческим, так выгодно дружить с библиотеками.

Но также фестивалю важны и партнёры из своей профессиональной среды. В 2016 году программа мастер-классов и воркшопов была обеспечена фирмами «Чёрная речка», «АртМаркер» и «АртЛавка», которые предлагают товары для художников и являются лидерами на рынке. Уникальную демонстрационную площадку обеспечила оборудованием фирма Wacom, являющаяся ведущим производителем профессиональных графических планшетов для художников. А главным «сладким» спонсором фестиваля стала бельгийская фирма Leonidas.

Особенность некоммерческих фестивалей, типа «КомМиссии», ещё и в том, что они служат международному культурному диалогу. Так в программе «КомМиссии» в 2016 году приняли участие делегации из Франции, Финляндии, Германии, США, Сербии, Армении и Болгарии. При поддержке Французского института и Посольства Франции на фестивале выступил комиксист Ронан Тулоа, художник, колорист, иллюстратор и гейм-дизайнер, автор концепт-арта к консольным играм по вселенной Бэтмена. При поддержке Гёте-института с рядом мастер-классов для детей и взрослых выступил Грегор Хинц, комиксист и иллюстратор из Германии. Болгарский институт помог организовать визит художника и исследователя А. Вычкова и выставку «Современный болгарский комикс». Также были гости из Сербии: профессор Ирина Антанасиевич и издатель Вук Маркович, а также большая делегация из Армении. При поддержке Американского центра на фестивале выступили американские комиксисты Рик Мейерс и Деннис Калеро. Состоялись выставки «Современный болгарский комикс», «Русский комикс Королевства Югославия», коллективная выставка гостей из Франции, Германии, США, Финляндии и Армении.

Если коммерческий фестиваль или ярмарка длятся обычно не больше двух-трех дней, то образовательные фестивали могут проходить и неделю, и месяц. Основные события программы (визиты, встречи, лекции и т.п.) сосредотачиваются, конечно, в пределах нескольких дней, а вот всё остальное время выделяется под выставочную программу.

В 2016 году «КомМиссия» длилась целую неделю. Открытие первой выставки состоялось в понедельник в культурном центре Библиотеки им. А.П. Чехова. Это были два персональных проекта — «Время Ксении» Виктора Гоппе и «Девушки и крокодил» Георгия Литичевского. Оба — живые классики: Гоппе — признанный мастер, долгие годы работающий в жанре «книга художника»; Литичевский — один из немногих известных деятелей современного искусства, чьи поиски в области рисованной литературы известны аж с 1980-х годов. Следом состоялось открытие выставки «Современный болгарский комикс» в стенах РГБМ. Это была выставка, впервые открывающая российскому читателю мир комиксов братской балканской страны.

В субботу и воскресенье у посетителей фестиваля была возможность наблюдать выставку «Русский комикс Королевства Югославия». Она длилась всего два дня, зато на ней были представлены оригинальные графические листы комиксов русских эмигрантов начала ХХ века. А в Центре творческих инициатив «Фабрика» развернулась экспозиция легендарной комикс-студии «КОМ» и специальный проект комиксистов из Армении.

Но главная и традиционная экспозиция фестиваля — выставка лучших работ всероссийского конкурса рисованных историй, который проводится в течение года на сайте фестиваля. Эта выставка разместилась на основной площадке в РГБМ.

А вот и ещё один интересный опыт взаимодействия фестиваля и библиотеки. С первого года своего существования Центр комиксов и визуальной культуры РГБМ выпускал ежегодный сборник «Изотекст». В нем публиковались разнообразные статьи для библиотекарей и исследователей рисованной литературы. Рассказывалось о жанровом разнообразии этого вида искусства, о ведущих библиотеках мира, об исследовательских и научных центрах, давались методические рекомендации и обзоры. К 2016 году стало понятно, что задачи, поставленные перед сборником, выполнены. Сегодня никому в библиотечном мире уже не нужно доказывать пользу рисованной литературы и её роль в организации культуры чтения. И тогда родилась идея организовать первую научную конференцию по комиксам на фестивале «КомМиссия», а «Изотекст» превратить в сборник материалов конференции!

Первая российская научная конференция исследователей комиксов «Изотекст» состоялась 19—20 мая в Российской государственной библиотеке для молодёжи в рамках фестиваля, её цель — повысить научную инициативу отечественных исследователей, занимающихся изучением комиксов. В конференции приняли участие молодые учёные из Москвы, Санкт-Петербурга и других городов России. В конференции также приняли участие профессор Белградского университета Ирина Антанасиевич (Сербия) и кандидат наук из Болгарии Александр Вычков. По итогам конференции будет издан одноименный сборник статей.

И есть надежда, что это не последняя находка в плодотворном сотрудничестве фестиваля и библиотеки.