Игры разума

Дина КЮНБЕРГЕР

Как сильно вы любили физику в школе? Знаете ли вы, что такое уравнение Бернулли и где оно применяется в жизни? А сила реакции опоры? А каково определение импульса? А чем отличаются кислоты от оснований?

Если вы гуманитарий, уверена, что вы разведете руками. Я и сама, выпускница филологического факультета, до лета 2015 года из курса школьной физики помнила лишь что такое резонанс, да и то потому, что меня когда-то очень сильно впечатлила история о том, как с его помощью можно рушить мосты.

 
Что же случилось прошлым летом, отчего так круто изменилось моё отношение к естественным наукам? Дело в том, что проект «Игры разума», автором и руководителем которого я являюсь, выиграл грант в конкурсе «Новая роль библиотек в образовании», организованном Фондом Михаила Прохорова.

Именно этим проектом было решено попытаться в корне изменить представление о естественных науках как о чём-то очень сложном, непонятном, скучном, абстрактном и не применимом в жизни у школьников, студентов и взрослых людей. Непростая задача? Конечно. Но мы решили прибегнуть к одним из самых проверенных способов — наглядности и практике, следуя «заветам» Конфуция: «Скажи мне — и я забуду. Покажи мне — и я запомню. Вовлеки меня — и я пойму».

Проект «Игры разума», который реализован в Липецкой областной научной библиотеке — это четыре составляющие, о которых я и хотела бы рассказать.

 

 
Основная часть проекта — это интерактивный научный музей. Может быть, вы уже бывали в подобных? В таких музеях экспонаты, которые можно и даже нужно трогать руками, наглядно демонстрируют те или иные законы и явления естественных наук. Хотите на себе проверить зависимость площади и давления, присаживайтесь на этот замечательный стул с гвоздями. Хотите понять, как площадь соприкосновения влияет на силу трения, попытайтесь достать все конусы подряд, начиная с самого первого. А чтобы проверить, может ли человек проводить электричество, а заодно вспомнить, что это такое, нужно всего лишь приложить руки к двум пластинам из меди и цинка. Построить прочный мост без единого гвоздя и клея очень легко с помощью простых деревянных кубиков и физики, конечно. А заставить воду в очень красивом медном тазу «кипеть» тоже нетрудно — поможет вам в этом резонанс.

Всё это и многое другое можно сделать в нашем музее. И пусть он не такой большой (в нем всего 17 экспонатов), как интерактивные музеи Москвы, Воронежа или Волгограда, но эмоций и, что самое главное, знаний он доставляет не меньше.

Музей открылся в конце октября 2015 года и работает абсолютно бесплатно для всех желающих. Мы провели более 200 экскурсий, которые посетило более 2 000 человек. Приходят к нам и совсем юные первоклашки, и любознательные учащиеся средних классов, и скептически настроенные старшеклассники (скепсис их быстро улетучивается, стоит экскурсии начаться), и студенты, и целые семьи, и даже пенсионеры. А однажды прямо под Новый год нас посетила даже делегация из Китая.

 

 
Важной частью проекта является проведение нескучных лекций по естественным наукам. И в этом заключалась самая большая сложность. Согласитесь, что не каждый преподаватель, даже если он кандидат наук или даже профессор, умеет доступным и лёгким языком рассказать о довольно непростых вещах, рассказать так, чтобы и ребёнок, и взрослый, не имеющие никакого отношения к науке, всё сразу поняли. Но, к счастью, нам удалось найти таких людей! И какие у нас получились лекции! На них мы добывали электричество из лимонов, запускали электродвигатель, складывали и вычитали цвета, расплющивали алюминиевую банку давлением, выбивали дно из бутылки кавитацией, задували свечу электрическим ветром, учились печатать на 3D-принтере, печатали и собирали роботов, конструировали кабину космического корабля, программировали светофор, вызывали дым без огня, определяли кислотность веществ, превращали простую десятикопеечную монету в серебряную, разрабатывали шпионские чернила, рассматривали растения под микроскопом, раскрывали тайны генетики…Всего и не перечислишь. Лекции проводились по субботам и воскресеньям, и я очень переживала, что к нам никто не будет ходить. Согласитесь, нужно иметь довольно сильную мотивацию или высокий интерес, чтобы посвятить субботний вечер или воскресное утро лекции по физике. Однако люди приходили. И нередко лекции собирали по 100 человек, и тогда в зале даже не хватало мест. Не могу передать, как радовалось в такие минуты мое сердце.

 

 
Для того чтобы увидеть, как наука применяется в настоящей жизни и на производстве, для участников нашего проекта были организованы экскурсии на заводы Липецка. Больше всего нас впечатлил бельгийский завод «Бекарт» и гордость нашего города — Новолипецкий металлургический комбинат.

Стоит ли говорить, сколько восторгов и, конечно же, пользы принесли подобные «вылазки». У ребят уже возникли вопросы, что и как нужно изучать, для того, чтобы пойти работать на производство. А за вопросами, как правило, стоит желание их разрешить.

 

 
Кульминацией нашего проекта стал конкурс «Научный баттл». Тем, кто посетил не одну нескучную лекцию, принял участие не в одном эксперименте и услышал не одно объяснение причин того или иного явления, мы решили дать возможность показать, чему они научились за время работы проекта.

В итоге у нас сформировались три команды: «Физики», «Химики» и «Биологи», каждая из которых должна была продемонстрировать несколько экспериментов, объяснить, какое явление в них представлено и — самое главное — рассказать, где полученные в ходе эксперимента знания можно применить в жизни.

Чего только мы, зрители и жюри, не увидели! И лавовую лампу, и вулкан, сделанный из перекиси водорода, дрожжей и других ингредиентов, и очень наглядный эксперимент, демонстрирующий вред любимой многими Кока-Колы, и оптические иллюзии…
В качестве призов победители получили сертификаты в книжный магазин.

Когда подводятся итоги проекта, принято давать численные показатели: столько-то человек к нам пришло на экскурсии, столько-то — на лекции. Но поскольку я всё же гуманитарий, то итог я хочу подвести, приведя в пример один случай.

На наши лекции приходил мальчик лет семи с бабушкой. Впечатлившись физикой и увидев на выставке (а все лекции мы обязательно сопровождали тематическими выставками) книгу про эксперименты, мальчик уговорил бабушку записаться к нам в библиотеку и взять эту книгу в абонементе. Спустя месяц бабушка пришла сдавать книгу и посетовала: «Пропал мой внук! За уши не оттащить его от опытов. Эту книгу изучил от корки до корки, отправил меня за следующей».

Даже если мы сумели разбудить такой интерес только в одном ребенке (а я уверена, что этот случай не единичный), значит, всё не зря.