Параллельные вселенные

Анастасия Несмеянова

 


Фанфики читают миллионы, пишут тысячи, а обсуждают — все. Но когда появились первые фанатские тексты и почему они так важны для популярной культуры XXI века? И что, если фанфики всегда были чем-то гораздо большим, нежели подростковое увлечение? Ответы на все важные вопросы о фанфикшене — в книге Аш Пендрагон «Фанфики: истории для тех, кто не хочет прощаться» (М.: МИФ, 2025). 

 

Нам не дано предугадать, 
Как слово наше отзовётся.
(Ф.И. Тютчев)

 

Фанфикшен — явление, которое долгое время оставалось на периферии академического интереса и воспринималось преимущественно как любительская практика. Появление книги «Фанфики: истории для тех, кто не хочет прощаться» авторства Аш Пендрагон, блогера и исследователя популярной культуры, — глоток свежего воздуха: тема, привычная для узких кругов культурологов и литературоведов, наконец открывается широкой аудитории. Научное сообщество изучает феномен фанфикшена уже давно: на протяжении последних двух десятилетий фанатские писательские практики обсуждают на конференциях, посвящённых неформальным молодёжным движениям, культуре девичества и сетевому общению. Однако до настоящего момента российский рынок литературы почти не предлагал популярного изложения этого материала — связующей нити между академической аналитикой и увлекательной историей. Появление на полках книжных такого издания можно рассматривать как значимый шаг в развитии дискурса о современной массовой культуре. 

Фанфикшен — любительское, некоммерческое литературное творчество. Чаще произведения создают на основе уже существующих сюжетов и персонажей, однако также встречаются тексты с собственными авторскими героями и локациями. Всемирная популярность «фанфиков», как среди писателей («фикрайтеров»), так и у читателей («фикридеров»), отражает не только привязанность аудитории к популярным произведениям литературы, кино, сериалам и видеоиграм, но и важные закономерности — от трансформации читательской активности до формирования новых моделей сетевой коммуникации. Фанфикшен как жанр задаёт важные вопросы о границах авторства, об отношении между профессиональным и любительским текстом, о том, как молодые люди учатся писать, обсуждать и осмыслять художественные произведения в сообществах, где мнение каждого ценно, а права равны. 

Погружаясь в среду фан-творчества, читатель неизбежно сталкивается с вечным вопросом: фанфик — литература или нет?  Об этом спорят критики, писатели и их публика, одни видят в фанфиках побочный продукт массовой культуры, другие — важную часть современной литературы с собственной поэтикой, жанровыми особенностями и фанатскими сообществами. Однозначный ответ Аш — да. На самом деле дискуссия упирается в критерии оценки: что именно считать литературой — сегменты книжного рынка, бумажные страницы или авторские высказывания, новые смыслы и художественное слово? Той же позиции придерживается исследовательница культуры Наталья Самутина: она называет фанфикшен «новым типом современной литературы» в своей работе «Великие читательницы: фанфикшен как форма литературного опыта». Фанфик работает с интертекстуальностью как с нормой: новые тексты отсылают к другим текстам, переосмысливают канон, смещают фокусы, расширяют границы вымышленных миров, создают целые параллельные книжные вселенные. В то же время бета-ридеры заменяют редакторов, а комментаторы — читательские отзывы: текст проходит полный цикл обратной связи. 

И всё же почему фанфикшен нельзя считать заменой литературы в традиционном понимании? Фанфики можно и полезно включать в свой читательский опыт, однако они не стоят в одном ряду с оригинальными текстами, созданными опытными писателями. Причина не в «статусе». В фанфике исходные условия и конфликты персонажей уже заданы, что и облегчает их чтение для широкой аудитории; такой текст — зона комфорта. Фикридер редко вынуждает решать фундаментальные проблемы с нуля, прописывать законы вселенной, мотивацию героев и удерживать внимание читателя.  Фанфикшен — это лаборатория письма, поле экспериментов с эмоциональными и сюжетными модулями, место близкого контакта с читателем. Оригинальная литература для автора — школа архитектуры текста, без опыта самостоятельного конструирования мира и героя невозможно выйти на профессиональный уровень. 

Тем не менее, для многих писателей именно публикация фанфиков становится первым шагом на пути к дальнейшему литературному творчеству. В отличие от письма «в стол», здесь автор сразу получает обратную связь: его тексты читают, обсуждают, критикуют. Фанфикшен открывает дорогу в профессию тем, кто начинает с искреннего желания продлить любимые истории. Иллюстрируя эту мысль, Аш приводит цитаты из интервью с современными писательницами. Екатерина Звонцова, Ирина Иванова, Мария Руднёва и другие популярные авторы делятся воспоминаниями о том, как знакомство с фанфикшеном в юности помогло им осознать себя в роли писателя и раскрыть талант, а размещение любительских работ в интернете открыло путь к осуществлению мечты.

Книга Аш Пендрагон — манифест в защиту поп-культуры. Она будет интересна даже тем, кто уже хорошо знаком с практикой и давно пишет или читает фанфики: их ждёт путешествие к историческим корням явления. Отдельные главы посвящены тому, чем жила фанатская культура в странах Европы на заре эпохи фанфикшена и какие особенности выделяют любительские тексты Китая, Кореи и Японии. Тем, кто только открывает для себя этот мир или хочет изучить вопрос с позиции исследователя, книга даст чёткое понимание основных жанров, тропов и внутренних терминов фанфикшена, а главное — причин его популярности. 

Приятно удивляет в книге академически выверенный подход: она опирается на большой список источников — от ссылок на классические работы Лотмана до современных исследований по массовой культуре, литературе и медиа. Автор часто использует интернет-ресурсы и не ограничивается русскоязычными материалами — обширная часть источников представлена на английском языке, что позволяет проводить сравнение с зарубежным опытом. Работа Аш Пендрагон, помимо просветительской ценности, становится своего рода терапевтическим чтением. Она не только знакомит с историческими фактами и культурным контекстом фанфикшена, но и обращается к личным эмоциям читателя. Голос автора полон ностальгических интонаций, погружает в атмосферу уюта и доверия: в примерах из её опыта несложно узнать своё «фандомное» прошлое или настоящее. Красной нитью через всю книгу проходит важная мысль: фанфикшен может быть не просто хобби и приятным времяпрепровождением, но и точкой роста — писательской, читательской, человеческой. Это и превращает чтение в терапию: рождается ощущение сопричастности, возвращается вдохновение и желание творить.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*