Михаил Форрейтер


Своими «главными книгами» сегодня делится редактор, издатель, театровед, шеф-редактор и один создателей импринта «NoSugar Books» издательства «АСТ», ведущий эксперт в области молодёжной литературы Михаил Форрейтер.

Десять до тридцати — прекрасные числа, о которых сегодня и поговорим. Естественно, что есть какие-то фундаментальные рекомендации, которые, пожалуй, вряд ли требуют дополнительной подсветки, вы найдёте эти произведения в списках школьной и ВУЗовской литературы, а если нет, то они постоянно у вас на слуху (тот же «Властелин колец» мог бы быть гордым номером один в этом списке), но хотелось бы поговорить о менее очевидных книгах.

1. Никколо Макиавелли «Государь»

Пожалуй, самая известная работа прославленного флорентийца, представляющая вашему вниманию одновременно и авторский взгляд, и слепок политического устройства эпохи Возрождения. Если читать её в достаточно юном возрасте, она воспринимается практически как учебник для правителя эпохи (на мой взгляд, одной из самых интересных) рубежа Средневековья и Раннего Нового Времени. Будет полезно тем, кто увлекается как историей, так и фэнтези: Макиавелли очень часто прибегает к реальным примерам прошлого, чтобы проиллюстрировать свою позицию, а эти эпизоды легко могут вдохновить на обработку и включение в своё повествование.

2. Альбер Камю «Падение»

Последняя законченная повесть великолепного писателя-экзистенциалиста, смыкающаяся в некоторых своих идеях с абсурдизмом. Текст — исповедь бывшего успешного адвоката, поданная в формате потока сознания, в которой автор обращается к человеческой природе, сущности общества, выбору пути и прочим фундаментальным проблемам. Абсурдистские ноты, появляющиеся ближе к концу повести, гарантированно цепляют и заставляют провести оценку уже своей жизни и окружающей реальности.

3. Йохан Хёйзинга «Homo ludens» (Человек играющий) 

Трактат, в котором разбираются сущностные основы и разные проявления феномена «игры» в рамках человеческого существования и развития цивилизации. Также отдельное внимание уделяется взаимоотношению игры и культуры. В наш век, когда популярностью пользуется концепция геймификации, а многие психологические и социальные концепции охотно работают с архетипами, эта работа нидерландского учёного, опубликованная ещё в тридцатых годах прошлого века, выглядит одной из самых комфортных точек входа в эту проблематику. 

4. Говард Филлипс Лавкрафт «Тень над Иннсмутом» 

Миры и персонажи этого автора плотно вошли в массовую культуру. Важную роль здесь сыграли два фактора. Во-первых, оригинальный и колоритный бестиарий, вдохновивший не одного писателя. Во-вторых, срок охраны авторского права достаточно рано умершего писателя уже давно истёк, что позволило многим авторам, художникам и разработчикам игр свободно использовать его творчество в своих работах. Положа руку на сердце признаем, что часть рассказов Лавкрафта отличается удивительной (особенно по современным меркам) тягучестью, которая может легко убаюкать читателя вместо того, чтобы вызвать то самое ощущение неописуемого ужаса… Но большая часть рассказов всё ещё способна вызвать восторг у ценителей фантастической литературы. «Тень над Иннсмутом» — лишь один из вариантов, как можно погрузиться в цикл «Мифов Ктулху», мой самый любимый. 

5. Филип К. Дик «Мечтают ли андроиды об электроовцах?»

Один из самых известных романов Филипа Дика, как кажется (пусть и субъективно), недополучает интерес у читателей нового поколения. Тем не менее это один из важнейших романов про человечность, этику восприятия искусственного интеллекта, причём описано всё это ещё в 1968 году. Как быть и обращаться с искусственным интеллектом, когда он станет ещё ближе к тому, чтобы считаться «человекообразным»? Несмотря на прошедшие с момента написания книги годы, произведение вовсе не теряет своей актуальности, потому что даёт ответ на этот всё чаще возникающий вопрос. 

6. Педро Кальдерон де ла Барка «Жизнь есть сон»

Полагаю, что для многих эта позиция окажется неожиданностью. И всё же это одна из важнейших пьес великолепного испанского театра Золотого века. Действие очень условно происходит в Польше, а среди персонажей мы можем встретить герцога Московского, хотя реальный славянский колорит в пьесе отсутствует. На самом деле это одна из глубочайших классических пьес, представляющая очень нестандартный для своего времени сюжет, когда спустя много лет заключения королевского наследника усыпляют, ночью сажают на престол и к моменту пробуждения притворяются, что так всегда и было, а годы в темнице – это лишь сон… К чему может привести такой шаг – узнаете из пьесы, где вопросы гуманизма, предназначения и тёмного начала переплетаются в удивительную картину. 

7. Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»

Одна из самых ярких и, если можно так сказать, влиятельных работ Стругацких, породившая множество других произведений разных форм и форматов (от литературы до кино и видеоигр). Это не говоря про само слово «сталкер», неологизм, который плотно вошёл в обиходную речь. Сам образ человечества, которое столкнулось с чем-то непознаваемым, но крайне опасным — сейчас кажется уже совсем не новым, но главное — это психология людей, подход общества к аномалиям, с которыми оно столкнулось и которые пытается встроить в привычную картину мира: кто-то изучает, кто-то старается заработать, кто-то держится как можно дальше. Отдельный яркий элемент – Рэдрик Шухарт, главный герой, с которым мы знакомимся, когда ему немного за двадцать, а к концу повести – уже за тридцать. Мы видим, как меняются его взгляды, система ценностей, как он пытается сделать выводы, но… не всегда успевает.

8. Нил Гейман «Американские боги»

История достаточно мрачная, но пропитанная авторской любовью к мифологии народов мира, которые, в рамках мира книги, прибывали в Америку вместе с переселенцами, привозящими с собой свои верования и ритуалы. Таким образом в стране оказывается огромное количество представителей разных пантеонов… Но что будет, когда они столкнутся с кризисом, ведь старые обряды уже никто не проводит? Книга должна безусловно понравиться любителям фолк-фэнтези и ретеллингов, а кому-то, быть может, послужит источником вдохновения.

9. Владимир Пропп «Морфология волшебной сказки»

Пропп, как и чуть позже Джозеф Кэмпбелл с его «Тысячеликим героем», смог создать структурированную систему, в рамках которой разбираются универсальные структуры, репродуцирующиеся в рамках фольклорных произведений, а затем уже и авторской художественной литературы. Книга будет крайне полезна не только интересующимся сказками и фольклором, но и любому, кто планирует активно работать с художественной литературой.  

 10. Станислав Лем «Кибериада» 

Это один из самых необычных циклов фантастических рассказов, что мне доводилось читать. Сочетание философии, сатиры в сеттинге псевдосредневековой научной фантастики. Такое сочетание точно встречается не слишком часто… Самое главное, что к этим рассказам можно возвращаться спустя годы, ведь на базовом уровне они весёлые и читаются вполне легко, но, когда задумываешься о концептуальной составляющей, удивиться ей предстоит не раз и не два. Искренне считаю цикл одним из лучших способов познакомиться с научной фантастикой, а уже дальше можно переходить к менее лёгким в плане подачи произведениям.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*