Джек Лондон научной фантастики

Игорь Минаков


Разумеется, этих писателей сравнивать некорректно. Джек Лондон — великий американский писатель, законодатель литературного стиля, моряк, бродяга, золотоискатель, социалист. Наш герой гораздо более скромен, но для американской и мировой научной фантастики он сделал не меньше, чем его более именитый соотечественник для приключенческой и социальной литературы. Речь пойдет о Стенли Вейнбауме.

 

Стенли Грумен Вейнбаум (Stanley Grauman Weinbaum) родился в Луисвилле, штат Кентукки, в 1904 году. Учился в школе в Милуоки. Поступил в Висконсинский университет в городе Мэдисон. Сначала учился на инженера-химика, затем перешёл на кафедру английского языка, но диплома о высшем образовании не получил. На спор сдал экзамен за друга и в 1923 году был исключён. Пришлось идти работать управляющим в кинотеатре. Несмотря на то, что Вейнбаум начал публиковаться ещё в начале двадцатых годов как поэт, первая фантастическая публикация состоялась лишь в 1934 году.

Это был, пожалуй, самый известный (в том числе и русскоязычному читателю) рассказ Стенли Вейнбаума «Марсианская одиссея» (A Martian Odyssey), впервые опубликованный в журнале Wonder Stories. Впоследствии Айзек Азимов назвал этот рассказ «кэмпбелловским», но не потому, что великий редактор Джон Кэмпбелл имел какое-то отношение к публикации, а потому что тот полностью соответствовал его призыву описывать инопланетян, думающих «так же хорошо, как человек, или даже лучше человека, но иначе, чем человек…». Симпатяга Твил стал едва ли не первым инопланетным существом в американской фантастике, в которого веришь и которому сопереживаешь.

 Казалось бы, автора ждёт завидная литературная карьера. Будучи совсем ещё молодым человеком, он мог бы дожить до эры торжества Золотого века американской научной фантастики и даже до Новой волны 60-х, но судьба распорядилась иначе. Уже в следующем 1935 году Стенли Грумен Вейнбаум скончался от рака лёгких. Короткая биологическая жизнь талантливого писателя продолжилась в его произведениях, которых он успел написать не так уж и мало. Хотя кто знает, какие ещё шедевры смог бы создать Вейнбаум, доживи он до творческой зрелости?

Когда знакомишься с библиографией Вейнбаума, возникает странное, почти мистическое ощущение, что он вовсе и не умирал. Судите сами, только в 1935 году Вейнбаум успел опубликовать около десятка сильнейших рассказов, напечатанных, главным образом, в журналах Astounding и Wonder Stories: «Под знаком „Если”» (The Worlds of If), «Лотофаги» (The Lotus Eaters), «Планета-паразит» (Parasite Planet), «Безумная луна» (The Mad Moon), «Полет на Титан» (Flight on Titan), «Планета сомнений» (The Planet of Doubt), «Очки Пигмалиона» (Pygmalion’s Spectacles), «Высшая степень адаптации» (The Adaptive Ultimate). Уже после смерти фантаста, в 1936—1938 гг. выходят не менее блистательные новеллы «Задыхающиеся моря» (Smothered Seas), «Пирамида искупления» (Redemption Cairn), «Нулевое кольцо» (The Circle of Zero), «Остров Протея» (Proteus Island), «Предел бесконечности» (The Brink of Infinity), «Блуждающие моря» (Shifting Seas), «Луна приливов» (Tidal Moon).

И не только рассказы оставил нам Стенли Вейнбаум. Повести «Рыжая Пери» (The Red Peri; 1935), «Рассветпламени» (Dawn of Flame; 1936), «Диктатор» (Revolution of 1950; 1938). А ещё два романа – «Новый Адам» (TheNew Adam; 1939) и «Чёрное пламя» (The Black Flame; 1939). Я намеренно называю только фантастические произведения, а ведь у писателя есть книги и других жанров. И всё это написано человек, прожившим всего 33 года! 

Совершенно необычным для тогдашней фантастики стал роман «Новый Адам». Его герой, Эдмонд Холл, родился со странной генетической аномалией. У него были длинные пальцы, состоящие из четырех фаланг, и могучий интеллект. Кроме того, Холл обладал гипнотическими способностями и внушительной физической силой. Кто он, сверхчеловек, исчадие дьявола или новая разновидность homo sapiens? Автор не навязывает читателю однозначного ответа. Ведь его Эдмонд Холл не тупоголовый супергерой из комиксов, а человек, остро переживающий свою инакость. 

Гораздо более традиционен роман «Чёрное пламя». Герой этого произведения, казнённый на электрическом стуле преступник по имени Том Коннер, возрождается к жизни спустя тысячу лет после своего погребения и становится участником борьбы против диктатуры Чёрной Марго — бессмертной владычицы грядущего человечества. Роман предваряет повесть «Рассвет пламени», не столь хорошо известная в России в отличие от «Чёрного пламени».

Вообще с публикациями в нашей стране Стенли Вейнбауму не слишком везло. Впервые его имя стало известно советскому читателю в 1971 году, когда в сборнике «Через солнечную сторону» появился русский перевод рассказа «Планета сомнений», а в 1974 году в журнале «Искатель» был напечатан легендарный рассказ «Марсианская одиссея» с биографической справкой от известного советского литературоведа и историка детской и жанровой литературы Евгения Брандиса. Этот же рассказ был перепечатан в сборнике «И грянул гром» 1976 году.

А вот следующая публикация состоялась лишь в 1990 году, когда в сборник «Безумная луна» поместили одноимённый рассказ. Отдельными изданиями произведения Вейнбаума были напечатаны в России дважды — в 1992 году (авторский сборник «Чёрное пламя») и в 2002 году (авторский сборник под тем же названием). 

И всё же почему мы считаем, что Стенли Вейнбаум — это Джек Лондон научной фантастики, при всей несхожести судеб, характеров, уровня дарования этих писателей? Да потому что Вейнбаум, подобно своему великому земляку, открыл читателю совершенно новую реальность. Джек Лондон — золотые жилы Клондайка, Белое безмолвие, жизнь лондонского дна, тяжкий и отнюдь не романтичный труд моряков. А Стенли Вейнбаум — всю Солнечную систему. Ведь до него никто ещё не показывал окружающие наше дневное светило миры и причудливых их обитателей настолько реалистично, чтобы в них можно было поверить, несмотря на все данные науки. А уж старатели и авантюристы Вейнбаума ничуть не менее живописны, нежели герои Лондона.

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*