В прошлом году, наконец, увидела свет уникальная 600-страничная книга о знаменитом режиссёре Ричарде Николаевиче Викторове «Ричард Викторов. Тернии» (М.: Зебра Е, 2023). Почему наконец? Потому что книга создавалась, собиралась, писалась более 40 лет.
Помню, давным-давно, примерно 35 лет назад, когда я только делал свои первые шаги в журналистике, я брал интервью у одного из ведущих советских аниматоров — Владимира Тарасова. Его самая известная работа — мультфильм «Контакт», в котором художник и инопланетянин напевают мелодию Нино Рота из фильма «Крёстный отец». Думаю, многие помнят этот маленький шедевр. Кроме прочего, я задал Владимиру Ильичу вопрос: «Как по-вашему, существует ли советское фантастическое кино?» Я ждал абстрактного размышления, хотел вывести режиссёра на длительную беседу. Однако ответ был конкретным и предельно кратким: «Есть. Ричард Викторов».
С этим утверждением трудно не согласиться. Я хорошо помню время, когда на экраны нашей страны вышел фильм «Через тернии к звёздам». И хорошо помню вопрос кого-то из близких: «Ты уже видел “Через тернии к звёздам”?» Сказано было не «Советую сходить на фильм» и не «Собираешься ли ты на него сходить?», а именно так – без доли сомнения, что этот фильм рано или поздно посмотреть необходимо. Многие объясняют этот феномен тем, что российский зритель тех лет не видел фильмов, которые снимались на Западе, фантастических картин у нас было чрезвычайно мало. Неправда! Эти картины точно попали в ритм моего поколения. Нигде больше я не чувствовал той замечательной смеси лирики и оптимизма, веры в человека и обеспокоенности о его судьбе. Дело же не в спецэффектах… Хотя и они были. Знаменитый Стенли Кубрик, создатель «Космической одиссеи 2001 года», прочитав дневники Викторова, признавался, что и он пытался создавать в кадре иллюзию невесомости теми же способами, что и советский режиссёр. Он тоже снимал под водой, но с великим трудом побеждал проблему, создаваемую пузырьками углекислого газа, выдыхаемого актёрами. А российскими мастерами были созданы специальные аквалангистские баллоны — из одного поступал кислород, а в другом собирался углекислый газ, в воду ничего не выбрасывалось.
Об этом в конце 1980-х вдова режиссёра, актриса Надежда Семенцова рассказывала на творческих вечерах в Центральном детском кинотеатре — был такой на улице Бахрушина возле метро «Павелецкая». Тогда же она делилась со зрителями своими планами составить книгу о Ричарде Викторове.
«Наше будущее и прошлое соединены воедино незримыми нитями в жизнях людей, — писала она, объясняя важность подобного издания. — И день сегодняшний завязывает узелки „на память” из прошлого в будущее, черпая материал, накопленный жителями планеты. Сегодня время необыкновенное. Сегодня, как никогда нам надо знать своё прошлое и беречь память о тех, кто шёл впереди своего времени».
Режиссёр Ричард Викторов и его творчество, как ничто другое, воплотили в жизнь эту идею неразрывной связи прошлого и будущего. Две его ранние работы посвящены Великой Отечественной войне: картины «Третья ракета» и «Обелиск» поставлены по одноимённым повестям Василя Быкова.
Но наиболее известные фильмы, принёсшие ему всесоюзную славу — дилогия «Москва — Кассиопея» и «Отроки во Вселенной», а также «Через тернии к звёздам» — фантастика, обращённая в будущее.
«Ричард Викторов пережил сложнейшее время нашего Отечества и сумел отразить не только его, но и смог толкнуть нас на осмысление экологической проблемы мира, — замечает в предисловии Надежда Семенцова. — Фильм-предупреждение „Через тернии к звёздам” — это фильм людей, мечтающих о прекрасном будущем для нашей планеты».
Что особенно важно — картины Викторова обращены к молодому зрителю, тем, от кого зависит будущее. Ричард Николаевич по первому образованию был преподавателем русского языка и литературы, Учитель с большой буквы, он умел общаться с юной аудиторией. О чём бы он ни снимал кино — о прошлом или о будущем — это всегда были мудрые и поучительные рассказы о сильных и решительных людях, с которых хочется, как говорится, «делать жизнь». Это было кино поучительное, но не нравоучительное, Викторов всегда умел обойти пошлость и ложный пафос.
Владимир Тарасов был абсолютно прав: Ричард Николаевич в своё время практически единолично был воплощением советской фантастики. Трансляций по телевидению «Москвы — Кассиопеи» и «Отроков во Вселенной» школьники всегда ждали с нетерпением. Несмотря на то, что фантастика в Советском Союзе существовала в роли нелюбимой падчерицы, Викторов именно за фантастические фильмы получил свои самые крупные награды — Государственную премию РСФСР им. братьев Васильевых и Государственную премию СССР. Его картины были премированы и в СССР, и за границей — в Триесте, Хихоне…
Сейчас трудно представить, но до выхода классической трилогии «Звёздных войн» Джорджа Лукаса Советский Союз лидировал в области кинофантастики. Так, например, фильм «Через тернии к звёздам» под названием «Женщина-андроид» с успехом шёл в прокате в США и других стран мира.
Викторов обладал невероятным талантом убеждать и добиваться своего. «Ему удавалось то, что не получалось у других режиссёров, — писал его соавтор по сценарию картины „Через тернии к звёздам” писатель Кир Булычёв. — Они выходили на баррикады и погибали на них, а Ричарду удавалось додавить и сделать так, как он хотел. <…> С каким трудом он преодолевал инерцию художников и комбинаторов, сколько времени посвящал общению с учёными, занятыми проблемами завтрашнего дня. В результате Р. Викторов не только сам стал серьёзным профессионалом, единственным, кто последовательно стремился делать фильмы о перспективе, но ему удалось воспитать единомышленников — операторов, художников-комбинаторов…»
Путём небольших компромиссов он умел добиваться больших результатов. Один из авторов сценария дилогии «Москва — Кассиопея» и «Отроки во вселенной» Исай Кузнецов рассказывал, что они с Авениром Заком были решительно против сцены, в которой юные космонавты перед полётом идут на Красную площадь, они считали это непростительным компромиссом. Однако Викторов поступил по-своему и снял этот эпизод так пронзительно, что все увидели честный патриотизм, очищенный от наростов пошлости. Конечно, во многом он держится на замечательной песне композитора Владимира Чернышёва на стихи Роберта Рождественского: «Я возьму этот большой мир,/ Каждый день, каждый его час,/ Если что-то я забуду,/ Вряд ли звёзды примут нас».Возможно именно этот нехитрый приём с Красной площадью помог фильму пройти сквозь редакторские и цензурные рогатки Госкино.
Это упорство в достижении поставленной цели унаследовали и дети Викторова Анна и Николай. Анна перехватила эстафету работы с одним из самых популярных писателей-фантастов Советского Союза Киром Булычёвым. По его рассказу «Выбор» она сняла необычайно тонкую короткометражку «Альтернатива» — фильм-размышление на тему, что такое Родина… Николай подарил вторую жизни фильму «Через тернии к звёздам» — перемонтировал и переозвучил картину и повторно выпустил в прокат…
А вот с книгой долгое время не везло. В 80-е годы она не вышла. Пролежала несколько лет в издательстве. Цель была — выпустить красивое, обильно иллюстрированное и хорошо оформленное издание. А в то время книжный рынок заполонил поток книг, сделанных наспех. Однако от мечты сделать книгу о Викторове его дети не отказались.
«Сегодня время необыкновенное…» — писала в начале 80-х вдова режиссёра. Сейчас время ещё более необыкновенное, и книга, которая составлялась 40 лет, вышла. Более 600 страниц, множество уникальных архивных фотографий, раскадровки к фильмам, заметки Василя Быкова, Кира Булычёва, Сергея Юткевича, рассказы о встречах с Иннокентием Смоктуновским, Георгием Жжёновым, Станиславом Любшиным… И всё это чередуется воспоминаниями и размышлениями самой Надежды Семенцовой-Викторовой и любовно составлено Анной Викторовой. В книгу даже вложен плакатик с чертежами звездолёта «Астра» из фильма «Через тернии к звёздам».
А открывается издание строками самого «Ричарда Викторова: «Как режиссёр люблю работать над разнообразными жанрами и формами. Считаю, что чем неизвестнее, тем интереснее, хотя и можно сломать себе шею. Не меняю только своего отношения к миру, в котором главное для меня — совершенствование человеческой личности в борьбе добра со злом».
40 лет как ушёл из этого мира режиссёр Ричард Николаевич Викторов, не успев доделать фильм «Комета» — сатирическую комедию, сценарий которой был также написан совместно с Киром Булычёвым. Но фильмы главного кинофантаста Советского Союза продолжают воспитывать в молодых зрителях любовь к Родине в широком смысле — к нашей планете Земля.
Оставьте первый комментарий