Представляем вашему вниманию фотопроект об историческом средневековом бое от фотожурналиста и документального фотографа Фёдора Лаврова.
Фёдор специализируется на темах, связанных с субкультурами и объединениями людей вокруг идейных конструкций. Не ограничивается только фотографией, работает в сфере визуальной коммуникации: сторителлинг, бильд-редактирование, создание лонгридов. Преподает журналистику на программе Liberal Arts в РАНХиГС.
Проект «Люди из стали»
Исторический средневековый бой (ИСБ) изначально был одним из направлений исторической реконструкции, которое занималось моделированием средневекового фехтования. Сейчас это целое явление, которое можно одновременно назвать и хобби, и спортом, и даже субкультурой. Участники — обычные люди: врачи, учители или менеджеры. Кто-то играет в компьютер или собирает марки, а эти ребята одевают шлем и берут в руки меч. Можно сказать, что это рыцари, но уже на новый лад.
Батист. Француз, которому с детства нравилась Россия и русский язык, поэтому при первой возможности он поехал учиться в Казань. Весельчак и балагур.
Максим. Начал тренироваться в 25 лет. Весил 151 килограмм, тринадцать лет курил и обычно ничего тяжелее кружки и бургера в руках не держал. Сейчас один из самых опасных бойцов, тренер и весит меньше сотни.
Павел. Работает спортивным тренером. Капитан национальной сборной Великобритании по историческому средневековому бою.
Анастасия. Врач, также работает тренером по фехтованию. Для нее каждый бой — это возможность победить, прежде всего, себя.
Степан, следователь. «Исторический бой — это сообщество понятных и приятных мне людей».
Изначально исторический средневековый бой, или ИСБ, развивался как одно из направлений реконструкции, где акцент был на средневековом фехтовании.
Это не постановочные бои — здесь всё по-настоящему. Бойцам разрешено наносить удары не только мечом, но и щитом, руками, ногами, проводить борцовские приёмы и выкидывать противников за борт ристалища. Оружие не только не заточено, но и специально скруглено в опасных местах. Но это имеет и обратную сторону: мечи, как правило, весят раза в полтора больше, чем исторические прототипы. Для защиты в ход идет всё: увеличение толщины металла доспеха, использование «скрытой» защиты, титан и другие современные материалы вместо железа и стали.
В ИСБ есть своя инфраструктура — специализированные спортзалы, мастерские по изготовлению снаряжения и даже «средневековый супермаркет». Представьте себе супермаркет, только на его полках вместо привычных вам товаров лежат, например, шлемы. А рядом на стойке закреплены пару десятков мечей самой разной формы и назначения.
Спорт невозможен без постоянных тренировок и у рыцарей есть свои спортзалы. В некоторые можно зайти «с улицы», приобрести абонемент (как и в обычном зале), выбрать тренера, арендовать снаряжение и начать заниматься. Как и в любом виде спорта, в ИСБ есть своя методика тренировок.
Соревновательно-спортивная составляющая — очень важная часть ИСБ. Постоянно проводятся турниры самого разного уровня (от небольших, до чемпионата мира). Раз есть соревнования, то есть и чёткие правила боев, система судейства и требования к снаряжению. Рыцарские турниры превратились в зрелищные шоу со светом, пиротехникой и обнажёнными ринг-гёрлз. На них стали приходить люди, никак не связанные с ИСБ. В ближайшем будущем ИСБ может стать официальным видом спорта в России — соответствующие документу уже поданы в Министерство спорта РФ.
Средневековыми боями занимаются не только мужчины. Марина Головина, КМС по борьбе, чемпион мира в составе команды по боям пять на пять среди девушек и мама двоих детей.
Марина считает, что главное, чем ИСБ отличается от более «традиционных» видов спорта, — это смысловая наполненность. Меч уже сам по себе символ, цвета или гербы на одежде бойцов также несут в себе скрытый смысл. Так, сирена на щите средневекового рыцаря обозначала, что его обладатель неравнодушен к музыке, вину и прекрасным дамам.
Хотя дети часто сопровождают Марину на турнирах и любят играть с её снаряжением, сама она старается не навязывать свои увлечения в надежде, что они сами придут к этому.
«Меч уже сам по себе символ. А ведь есть ещё и геральдика. Вы знаете, что символизирует грифон? А если, например, герб перечёркнут, то его хозяин — незаконнорожденный. Звон мечей, тяжесть кольчуги или бригантины, мир, который видишь через щель забрала, — в этом столько романтики. Этого, пожалуй, нет ни в одном другом виде единоборства».