Герои современной литературы, или о некоторых парадоксальных предпочтениях молодых читателей

Ольга КОНДРАТЬЕВА

www.sakurov.ru

Интересные злодеи, обаятельные авантюристы, привлекательные лузеры-пофигисты… Нередко именно таким главным героям современной отечественной литературы отдают предпочтения молодые люди. Писатели с тонким чутьем давно уловили этот момент, и охотно откликаются на подобные запросы.

 
Так, многие читатели, а особенно читательницы, отмечают как несомненную удачу образ наёмного убийцы Ахимаса в романе Бориса Акунина «Смерть Ахиллеса»; он вызывает у них даже большие симпатии, чем Фандорин. Автор немало вложил в Ахимаса, чтобы вызвать искреннюю жалость и сочувствие — это и пережитая в детстве страшная трагедия, исковеркавшая его психику, и юность, проведенная «как не надо». Вопреки всему и благодаря таланту Акунина, читатели всё время пытаются найти поступкам героя оправдание. При этом они и сами удивляются выразительности и привлекательности Ахимаса: «Удивительно, но часть про наёмного убийцу — описание его жизни, видение событий от его лица – мне понравилась даже больше всего остального. Наверняка не мне одной он импонировал: к Ахимасу испытываешь не просто интерес, но уважение и симпатию. Жаль, что с ним не придётся встретиться в прочих книгах автора, знатный персонаж».

Более опытные читатели уже давно подметили, что Акунин вообще любит идеализировать отрицательных персонажей. В «Турецком гамбите» к злодею проникаешься сочувствием — всё-таки человек желал блага для своей страны; то же и в «Пиковом валете» тоже — такой способный был аферист!

Очень привлекателен главный герой книги Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» Захар Кордовин — мошенник, авантюрист, красавчик, сводящий с ума женщин, хороший сын, преданный друг, который много лет будет вынашивать план мести за лучшего друга. Он виртуозно подделывает картины, причём учитывая все до мелочей. Герой, прямо скажем, не положительный, но, по признанию читательниц, «уж очень притягателен, такой авантюрист-интеллектуал…».

Подобный литературный типаж — отрицательный вроде бы тип, проходимец, почти преступник, авантюрист, но со своими понятиями о чести и благородстве — привлекает. С другой стороны, оригинальностью и обаянием может привлечь «лишний человек», типа Печорина. Целая дискуссия сложилась вокруг «Географа, который глобус пропил» Алексея Иванова; масла в огонь подлила и экранизация с Хабенским в главной роли. Молодые люди активно вступаются за Виктора Служкина и ему подобных героев: «Для вас “лишний” — это “негодный”, например, а для меня — скорее не нашедший своего места. Макс Фрай, например, тоже лишний человек в этом мире, кстати. Герои очень разные, но его жизнь до ухода в Ехо тоже вполне себе жизнь лишнего человека. И кстати, уверена, что очень многие авторы уводят лишних в фэнтезийный мир. Я про попаданцев особо не читала, но это очень удобный сюжет для такого персонажа».

И в самом деле, главный герой огромного сериала романов и повестей у Макса Фрая — сэр Макс — в реальном мире тоже был чем-то вроде лишнего человечка, такой несчастный непритыка городской, но вот повезло парнишке, транспортировался в иной мир, и стал там могущественным магом, Ночным лицом Начальника тайного сыска. Да вот и Ять из «Орфографии» Дмитрия Быкова тоже ведь «тянет» на роль «лишнего человека».
Итак, многое в высказываниях молодых читателей как будто парадоксально. Герои–авантюристы, преступники, но сильные, жилистые, с чувством юмора и большим обаянием очень многим нравятся, особенно девушкам. Положительные как бы герои вызывают сочувствие, сожаление, но не открытую симпатию. Так оно и в жизни на самом деле происходит сплошь и рядом, увы… Проходимцы и паразиты, конечно, гораздо интереснее и привлекательнее, особенно сегодня, когда главным критерием зачастую является успех любой ценой, а успех — это богатая и сладкая жизнь. Быть скромным порядочным тружеником — пресно и неинтересно для кого-то. С одной стороны, это, возможно, и неплохо, что наши молодые читатели понимают: человек — существо сложное, рефлексирующее, и в какие-то жесткие параметры «положительного» или «отрицательного» сегодня уже никого не засунешь. С другой стороны, всё-таки тянет в романтику, веет, веет какими-то высокими, прямо космическими идеалами, поэтому, видимо, так много читателей у авторов фэнтези.