Поющее электричество

Маргарита Воробьёва

Когда возникла электронная музыка? Во второй половине ХХ века где-нибудь в США, — уверенно скажут многие. И ошибутся. История электронных музыкальных инструментов, оказывается, гораздо длиннее, чем мы думали.

Ещё в Древнем Риме был создан орган, который функционировал по принципу аддитивного синтеза звука. А в 1759 году в Париже Ж.Б. Делаборд создаёт один из самых ранних электрических инструментов  —  электроклавесин, который работал на статическом электричестве. И современники могли наблюдать интересную картину, как во время исполнения на этом инструменте в темноту летели снопы искр. Примерно в те же времена был сконструирован оптический клавесин, где над каждой клавишей располагались цветные стёклышки. Соответственно, при нажатии клавиши, в стекло проникал свет. 

В 1860 году Немецкий физик и математик Герман Людвиг Фердинанд фон Хельмхольтц опубликовал статью под названием «Сенсации тона: Психологическая основа теории музыки — практические выводы и анализ собственных поисков в области электромагнитных вибраций металла и стекла», а несколькими годами позже он уже воочию представил публике сконструированный им электрический прибор Резонатор Хельмхольтца. 

Во второй половине XIX века американский инженер И. Грей изобрёл электромузыкальный инструмент, получивший название Музыкальный телеграф Грея. Он издавал звуки, тембрально напоминавшие нечто среднее между скрипкой и виолончелью. Грей случайно обнаружил, что  может создавать звук за счёт вибрирующей электромагнитной цепи. Этот аппарат использовал тросики из стали, благодаря которым создавались колебания и после передавались по телефонной  линии электромагнитами. По некоторым данным, первый «синтезаторный» концерт в его исполнении состоялся в 1877 году.

 

 

Но самым, пожалуй, необычным инструментом можно считать Телармониум, созданный в начале ХХ века. Его не случайно прозвали «Музыкой за миллион»:  на создание инструмента был потрачен 1 млн. долларов, а его вес составлял… 200 тонн!

Телармониум состоял из 145 электрогенераторов, которые вырабатывали переменный электрический ток различных частот, и множества переключателей и индукторов. За извлечение звуков отвечали три «модифицированные» динамические органные клавиатуры, реагирующие на силу нажатия и с диапазоном от 40 до 4000 Гц. Инструмент мог имитировать различные акустические инструменты — например, деревянные духовые или ударные. То есть Телармониум смело можно назвать предтечей современных ромплеров.

В те времена ещё не изобрели ламповых усилителей, и звук выводился через гигантские трубы, похожие на граммофонные, а позже сигнал подавался на прямую в телефонные линии. Чтобы послушать этот инструмент, необходимо было надеть на телефон специальный рожок. Собственно, в этом и заключалась главная «фишка»: музыку можно было транслировать по телефону.

При игре на телармониуме сольному исполнителю требовался помощник — приходилось играть в четыре руки. Исполняли в основном «бессмертную классику» — Баха, Шопена, Грига, Россини… 

Создатели телармониума  рассчитывали, что музыку можно будет прослушивать прямо через телефонные линии в каждой гостинице и даже в телефонизированных частных домах. Однако тогдашние телефонные сети не смогли справиться с такой мощностью. Для музыкантов серьёзный недостаток телариума заключался в том, что во время работы он издавал множество раздражающих слух помех, или звуковых артефактов. В 1916 году история телармониума завершилась, проект так и не вышел в серию и оказался со временем прочно забыт. 

Первый же «полноценный» и, забегая вперёд, самый знаменитый в мире электронный музыкальный инструмент появился в России. 

 

 

Терменвокс, созданный в 1919 году русским изобретателем, инженером и физиком Львом Сергеевичем Терменом, стал самым значимым инструментом в области электронной музыки. Если телармониум представлял собой орган с электроусилителем звука, то терменвокс это уже полностью электронный инструмент. 

У терменвокса  две антенны: одна отвечает за регулировку тона, вторая — за громкость. Так же он имеет некое электромагнитное поле, изменяющееся в зависимости от появления внутри него какого-либо объекта (например, ладони руки). Благодаря этому меняется и сам звук.

 

Изобретение этого удивительного инструмента совпало с планами страны по электрификации всего государства, поэтому неслучайно терменвокс одобрил сам В.И. Ленин. (В 1929 году во Франции русский композитор и изобретатель Н.Б. Обухов создал работающий по принципу терменвокса Звучащий крест Обухова).

Начиная с 1930-х годов, Лев Термен гастролировал по всему миру. Американцы настолько сильно вдохновились этим инструментом, что выкупили лицензию на производство терменвоксов. Известные композиторы стали писать музыку для терменвокса. Музыка с его исполнением широко стала использоваться, например, в саунде игровых и документальных фильмов.

Драм-машина, кстати, тоже родом из России.

Тот же Лев Термен по заказу композитора Генри Кауэлла разработал Ритмикон, ставший прототипом современных драм-машин, широко используемых, например, в электронной музыке. Кауэлл предложил инженеру идею фотоэлектрического устройства, который генерировал бы ритмический рисунок из тонов (нот). И Лев Термен блестяще с этим справился, представив публике новый инструмент в 1932 году.

 

Первоначально ритмикон не получил такой широкой известности, как терменвокс.  Полноценную жизнь детище Термена обрело в 1950—1960-е гг, когда лондонский музыкальный продюсер Джо Мик  выкупил и отреставрировал прототип аппарата. Звучание этого уникального инструмента можно услышать во многих фильмах тех лет, в том числе таких, как «Доктор Стрейнджлав», «Дожди Ранчипура», «Подземная битва», а также на альбомах PinkFloyd, Tangerine Dream и Артура Брауна.

Позже Лев Термен загорелся идеями синтеза искусств. Микс музыки, движения танца и света он пытался воплотить в Терпситоне. Но, увы, этот инструмент не удалось реализовать до конца. Но прототипы его сохранились. 

В 1928 году французский изобретатель Морис Мартено создал клавишный электромузыкальный инструмент Волны Мартено. На фортепианной клавиатуре играют правой рукой, за счёт колебания клавиши производят эффект вибрато. Перемещение руки с надетым специальным кольцом на палец позволяет делать плавный не темперированный переход от ноты к ноте. Левая рука регулирует громкость и атаку звука, изменения тембра. То есть в этом инструменте заложены принципы работы, подобные тем, что разработал Л.С. Термен.

 

 

Волны Мартено широко использовались в музыке французских композиторов 1930—1940-х гг.; специально под этот инструмент писали произведения такие мэтры музыкального авангарда, как  О. Мессиан (например, классическая пьеса «Празднество прекрасных вод»), Д. Мийо, Э. Варез. 

Нельзя не вспомнить созданный русским инженером-акустиком Андреем Володиным в 1935 году одноголосый клавишный инструмент Экводин, который имитировал звуки инструментов и моделировал (синтезировал) новые звучания. И, конечно, Эмиритон —  уникальный шумовой инструмент, разработанный в 1932—1935 гг. акустиком А.В. Римским-Корсаковым совместно с инженерами  А.А. Ивановым, В.Л. Крейцером и В.П. Дзержковичем.  Путевку в жизнь инструменту дал сам Д.Д. Шостакович. В 1940-х гг. был создан, увы, недолго просуществовавший, ансамбль, на четырёх эмиритонах исполнявший произведения мировой классики и советских композиторов.

В 1935 году американский инженер Лоуренс Хаммонд создал инструмент, значение которого трудно переоценить в истории современной музыки — это электромеханический орган «Hammond». К основным тонам могли прибавляться дополнительные призвуки, а так же эффекты (хорус, дилэй, ревер и т.д.). В сущности, Хаммонд стал первым аналоговым синтезатором. 

И наконец просто необходимо рассказать о ещё одном важнейшем изобретении.

В 1937 году инженер, основатель Московской экспериментальной студии электронной музыки Евгений Александрович Мурзин разработал не имеющий аналогов фотоэлектронный оптический синтезатор АНС, названный так в композитора, отца цветомузыки А.Н. Скрябина. Особенность этого инструмента заключается в том, что для звукоизвлечения не требуется нажимать клавиши или касаться струн — нужно нарисовать партитуру на листе (по сути АНС стал ещё и прародителем современных планшетов). Диапазон инструмента достигае 720 тонов! 

Безграничные возможности тембров дали инструменту место в киномузыке. В 1970 году фирма «Мелодия» выпустила виниловый лонгплей с записями произведений, созданных на этом удивительном инструменте такими композиторами, как А. Шнитке, Э. Артемьев, Э. Денисов, С. Губайдулина, О. Булошкин. АНС активно использовал Э. Артемьев при создании музыки к фильмам А. Тарковского. 

АНС находился в творческой лаборатории МЭСЭМ, куда съезжались гении со всего мира. Здесь бывали Ф. Феллини, Ф.Ф. Коппола, Янис Ксенакис, композитор греческого происхождения, разрабатывавший схожие идеи с теми, которые были реализованы в АНС Е.Мурзиным.

К сожалению, студию расформировали, руководство мемориального музея А.Н. Скрябина по сути выбросило АНС на свалку. До 2008 года единственный в мире инструмент Мурзина хранился на филологическом факультете МГУ и в Термен-Центре при Московской Консерватории, в настоящее время он находится в ГЦММК имени Глинки (Москва).

По счастью детище Мурзина не забыто. Его звучание можно услышать в альбомах многих электронных музыкантов – например, британская группа Coilв 2003 году записала альбом, полностью созданный на АНС (альбом так и называется — ANS), неоднократно использовал АНС в своем творчестве известный эмбиент-проект Bad Sector.

В 2013 году музыкант и разработчик музыкального софта (в том числе популярнейшего программного синтезатора SunVox) создал кросплатформенную программную реплику инструмента Мурзина — Virtual ANS.

Благодаря изобретению электронных инструментов во второй половине ХХ века музыкальная культура обогатилась большим количеством новых жанров.