Яблоко от яблони

Наталья Лозинская

Продолжаем знакомить вас с работами молодых фотохудожников. Наталья Лозинская — лауреат и финалист конкурса «Молодые фотографы России–2021». Её проекты публиковались в таких изданиях, как «Dodho Magazine», «Private Photo Review», «Republic», «Colta», «Заповедник», «Новая газета». Живёт в Санкт-Петербурге.

Как фотохудожник Наталья работает на стыке документальной и арт-фотографии, исследует социальные темы, взаимосвязи с прошлым, эмоциональные привязки к местам проживания. На авторское видение и визуальный язык во многом повлияли переезды внутри страны и за её пределы. Автора интересуют национальная идентичность, архетипы, магический реализм, социальные и культурные особенности русской глубинки разных регионов. В проектах Наталья использует медиум фотографии, работу с архивом, метод коллажа и художественные тексты. 

«Однажды я нашла в шкафу забытую всеми коробку с плёночным архивом моего отца — с этого момента начался мой диалог с тем, кого уже нет.

Моего папы не стало, когда мне было двадцать три, и, как оказалось, я не очень хорошо знала этого человека, хотя мы жили полной семьёй и под одной крышей. Для меня это был сдержанный военный, полковник, человек замкнутый и закрытый, технарь, математик, спортсмен и тот, на кого равняются многие. После пятидесяти он научился писать стихи, и все запомнили только эту его творческую склонность. Я здорово удивилась, когда обнаружила три десятка фотоплёнок, отснятых отцом в возрасте чуть больше двадцати лет. Кадры, необычные по свету и композиции, детали, люди, небо 1970-го, моя малая родина — Киров 1971-го: весь калейдоскоп его интересов того периода живо прошёл у меня перед глазами. Но больше всего меня поразили автопортреты отца, снятые в огромном количестве. Таким моего папу я никогда себе не представляла: талантливым, чувствительным, внимательным к деталям. Прежде казалось, эта роль полностью досталась мне — быть романтиком и поэтом, а вовсе не ему.

Мне стало досадно, что мне уже не посчастливится пообщаться с отцом на тему фотографии, о которой мы никогда с ним не говорили, о его автопортретах, небе 70-х и папиной духовной чуткости, и я решила продолжить начатый диалог с помощью оставшегося архива. Мне хотелось объединить два существующих мира — тот, который запечатлён на пленках, и тот, в котором живу я. И ответить себе на ряд вопросов: кто этот человек, который отважно смотрит на меня с чёрно-белых снимков? И где здесь я, боящаяся собственных автопортретов? Соединяя в этом фотопроекте две личные истории одной семьи, я всё больше осознавала: общение с близкими, которых нет в живых, всегда продолжается. Но так же, как и в повседневной жизни, диалогу надо дать случиться».