О фанфиках, культуре соучастия и эмоциональном чтении

Маргарита Самохина

Фанфикшн (фанфик), как известно, — это текст, созданный по мотивам уже существующего произведения (книги, фильма, сериала, комикса и пр.) или нескольких произведений. Такие тексты пишутся непрофессионалами, чаще всего поклонниками (фанатами) этих произведений. Пишутся бесплатно для собственного удовольствия и для бесплатного же чтения — прежде всего другими поклонниками.

Фанфик может содержать продолжение, предысторию, «ответвление» сюжета оригинала, историю одного или нескольких персонажей (нередко второстепенных); взаимоотношения персонажей могут быть изменены, положительные герои — стать отрицательными и наоборот.

Как показывают публикации, многие библиотеки уже достаточно давно во время различных мероприятий (литературных вечеров, Библионочей) предлагают своим посетителям (в частности, детям и молодёжи) стать фикрайтерами, проводят обсуждения и конкурсы созданных ими фанфиков. Такие проекты — наряду с квестами, буктрейлерами, букслэмами и пр. — рекомендуются в качестве современных, инновационных форм поддержки и продвижения чтения. И, вероятно, во многих случаях это действительно работает, мотивирует…

Нельзя не отметить, однако, что фанфики занимают в этом наборе особое место. Потому что их написание основано на специфической читательской практике, со специфическими взаимоотношениями текста (автора) с читателем, где исчезает авторское право на целостность текста, на его идеи и эстетику. И соответствующие библиотечные проекты вольно или невольно поддерживают такого рода практику. Это не хорошо и не плохо, это просто реальность, и библиотека здесь лишь вносит свою небольшую лепту в дальнейшее развитие особой области современной культуры — культуры соучастия (participatory culture).

Сегодня эта область уже утвердилась как предмет исследования культурологов и других гуманитариев. Например, в Центре современных исследований НИУ ВШЭ работает научно-учебная группа, изучающая деятельность различного рода сообществ, в которых и которыми эта культура формируется. Это могут быть различные группы по интересам: образование, музыка (в том числе рэп), кино, театр, граффити и стрит-арт; но прежде всего различные онлайн-сообщества: фанаты, геймеры, пираты и т.д. Фанфикшн и другие формы любительской литературы также входят в сферу внимания исследователей. Руководитель группы – Наталья Владимировна Самутина, более десяти лет занимающаяся этими проблемами. Для студентов ВШЭ она ведёт и факультатив «Фанаты, сообщества, аудитории: как изучать культуры соучастия», где одной из тем является анализ фанфикшн как культурной практики и как предмета изучения для культурологов, социологов, психологов, филологов.

В своих публикациях Самутина рассматривает фанфикшн как специфическое, выведенное за рамки традиционной, «официальной» литературы поле писательского и читательского опыта. Главная особенность фанфикшн, позволяющая говорить о нём как о новом типе современной литературы, – это ключевое место читателя, изменение читательской роли и роли читательского сообщества в системе литературной коммуникации. Фанфикшн-сообщества объединены удовольствием и увлечением, однако для полноценного участия в фанфикшн-практиках необходимо научиться некоторому набору выработанных коллективно правил и стратегий чтения, письма и поведения. Читатели и авторы находятся в постоянном общении, пишут совместно и продолжают тексты друг друга, меняются ролями, становятся друг для друга редакторами. Любой фанфикшн-автор — в первую очередь читатель, и то, насколько легко конструкция фанфикшн позволяет читателю становиться автором, есть свойство именно этой культурной конструкции.

Фанфики писались и в «доцифровую» эпоху, но в 70-х годах они публиковались лишь в любительских журналах, распространявшихся минимальными тиражами в фанатских группах. С появлением интернета началась принципиально новая жизнь фанфикшн как средства литературной коммуникации, поскольку исчезли ограничения и на распространение текстов, и на взаимодействие участников сообществ.

Важно также и то, что сегодня многократно увеличилось количество произведений популярной культуры — книг, фильмов, комиксов, сериалов, сайтов, компьютерных игр, по мотивам которых и создаются фанфики. Поток растёт и постоянно претендует на внимание читателя или зрителя, вызывает у него активный отклик — хотя бы в форме комментариев или лайков на соответствующих сайтах. Кроме того, считает Н. В. Самусина, «обычный» читатель может поучаствовать в онлайн-коммуникации (почитать фанфики и отзывы на них, пообщаться с другими фанатами на форумах или в группах) — совсем недолго, но наработанные стратегии чтения с ним потом остаются и могут сказаться на его дальнейшей читательской практике. Поэтому контексты, в которых исследователи рассматривают этот вид чтения, и выводы, которые могут быть ими сделаны, выходят за пределы разговора только о фанфикшн и во многом касаются современного массового чтения.

Важнейший из таких контекстов — дихотомия критического (дистанцированного) и эмоционального (вовлечённого) чтения. А чтение и письмо фанфикшн рассматриваются как зона повышенной эмоциональности, максимальной вовлечённости в миры популярной культуры.

 
Продолжение в следующем номере

 

1 комментарий

  1. По-моему, это разговор на очень нужную тему, поскольку речь идёт о довольно распространённой практике приобщения к культуре чтения, причём, чтения творческого, со множеством позитивных эффектов, Если, конечно, вести эту работу грамотно.Жду продолжения… Спасибо за публикацию.

Комментарии закрыты.