Как молодое поколение представляет себе перспективы развития библиотек, что происходит с рисованными историями в региональных библиотеках и зачем может понадобиться автомобиль для знакомства с Пушкиным — об этом рассказываем в нашем очередном библиообзоре.
Определяя завтра
Читатели, библиотекари и библиотеки будущего — какие они? С этим вопросом решила обратиться к молодёжи Новосибирская областная юношеская библиотека, организовав в конце мая деловую игру «Футурологи: библиотеки будущего». Мероприятие прошло в формате ток-шоу. Помимо молодых людей, участие в нём приняли сотрудники Центра поддержки культурных инициатив молодёжи библиотеки. На первом этапе обсуждение касалось читателя будущего. Участники высказывали противоположные мнения относительно предпочтений читателя по формату книг: так, часть выступила за электронные и аудиокниги, аргументировав свой выбор портативностью электронных носителей и возможностью совмещения чтения (прослушивания) с другими делами, часть — за бумажные издания, которые, как было отмечено, помогают лучше усваивать и запоминать информацию, удобны при подготовке конспектов и позволяют меньше напрягать зрение. В конечном итоге участники всё же сошлись на том, что в перспективе будут использоваться разные форматы в зависимости от поставленных задач. Так, с научной и справочной литературой читатели, скорее, предпочтут работать в бумажном виде, а с художественной — в формате электронных и аудиокниг.
Говоря о библиотекаре будущего, практически все участники выразили уверенность в том, что его не заменит искусственный интеллект — во-первых, это маловероятно, а во-вторых — крайне нежелательно, так как неизвестно, насколько будет управляем библиотекарь-робот, обладающий огромным количеством данных. Что касается качеств и профессиональных обязанностей библиотекаря завтрашнего дня, то они сводятся к следующему: умение хорошо разбираться в информационных технологиях и направлениях современной социальной культуры, ориентироваться в своей библиотеке и фонде, грамотно искать информацию (что особенно важно), быть широко эрудированным, проявлять вежливость в обращении с посетителями. Отмечено, что в библиотеках будут существовать два направления работы: с источниками и с посетителями.
В завершении игры молодым людям предстояло описать идеальную библиотеку будущего. По их мнению, такая библиотека — это многопрофильный культурный центр, в котором можно и почитать, и позаниматься в бесплатных студиях, и принять участие в различных мероприятиях, мастер-классах, и просто отдохнуть. Такая библиотека должна быть независимой, доступной для всех категорий и слоёв общества, располагаться в удобном месте, в красивом современном здании, иметь внутренний садик с фонтаном для летнего отдыха. В библиотеке должна быть организована доступная среда для инвалидов, размещены навигационные таблички и надписи, продублированные на английском и китайском языках, а также на шрифте Брайля (ко всему этому необходимо иметь как минимум одного специалиста, знающего английский или китайский язык). В ней важно наличие обширного книжного фонда, размещённого в открытом доступе, тематических залов при едином абонементе, удобной мебели, регулируемого освещения, легко трансформируемого под разные задачи пространства, мягкой зоны для расслабленного чтения и отдыха, детской комнаты с куратором-педагогом, где взрослые могут оставить своих детей на время пребывания в библиотеке, кафе, спортзала, функционирующего за дополнительную плату для посетителей и бесплатно для сотрудников библиотеки, учебного центра, который регулярно организует курсы повышения квалификации, комнаты отдыха для персонала (как в корпорации «Google»). В библиотеке будущего должен действовать единый (по всему городу) читательский билет.
В рамках футурологического ток-шоу также состоялись викторины, посвящённые истории книги, библиотекам мира и известным библиотекарям.
Комиксы — библиотекам
В начале лета 10 российских библиотек получили по 30 комиксов (список книг доступен здесь) от издательства «Бумкнига». Рисованные истории стали наградой за победу в конкурсе «Лучшие комиксы — в библиотеки России!», организованном «Бумкнигой» и проходившем с февраля по апрель 2019 года. Конкурс ставил своей задачей, с одной стороны, повысить информированность библиотек о девятом виде искусства, с другой — содействовать пополнению библиотечных фондов комиксами. При более или менее благополучной ситуации с комиксами в Москве и Санкт-Петербурге организаторы решили привлечь к конкурсу только региональные библиотеки. Для участия в нём нужно было прислать информацию о своём учреждении и мотивационное письмо с объяснением, почему библиотека хочет работать с комиксами. Всего на конкурс поступило около 100 заявок из 31 региона: 6 республик (Башкортостан, Карелия, Коми, Крым, Татарстан, Марий Эл), 3 краёв (Алтайский, Красноярский, Пермский), 21 области (Архангельская, Белгородская, Ивановская, Иркутская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Пензенская, Ростовская, Самарская, Свердловская, Тамбовская, Тульская, Ульяновская, Челябинская) и Ямало-Ненецкого автономного округа.
При отборе кандидатов оценивались грамотность оформления и уникальность содержания работ, а также потребность и искренняя заинтересованность библиотеки в комиксах. Заявки от школьных и вузовских библиотек не рассматривались — было важно, чтобы библиотека имела потенциально широкий охват читателей. В итоге победителями стали 10 библиотек: Белгородская государственная универсальная научная библиотека, Пермская краевая детская библиотека имени Л.И. Кузьмина, Архангельская областная научная библиотека имени Н.А. Добролюбова, Национальная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа, Дворец книги — Ульяновская областная научная библиотека имени В.И. Ленина, Калининградская централизованная библиотечная система, Центральная городская библиотека А. Аалто, Библиотечная информационная система г. Кургана, Мончегорская централизованная библиотечная система и МБУК «Библиотеки Тольятти».
На основе конкурсных заявок организаторы попытались оценить реальное положение комиксов в стране. Основной вывод — в подавляющем большинстве региональных библиотек комиксов нет. В некоторых библиотеках можно найти, например, только журналы «Микки Маус», «Том и Джерри», «Простоквашино», «Мурзилка», которые приобретаются по подписке. Причём, как выяснилось, наблюдаются проблемы с комплектованием не только рисованными историями, но и другими изданиями. Также было обнаружено, что далеко не во всех библиотеках есть понимание, что представляет собой комикс и как он работает. Некоторые библиотеки всё ещё продолжают воспринимать рисованные истории как искусство низшего ряда, несерьёзную литературу, предназначенную преимущественно для маленьких читателей. В то же время на фоне этих тенденций встречаются и позитивные примеры. Так, выявлено, что 10% библиотек активно работают с комиксами: создают комикс-центры и комикс-клубы, проводят различные мероприятия, лекции, мастер-классы по созданию комиксов, придумывают проекты.
В целом конкурс показал — потребность в рисованных историях у публичных библиотек есть. И относительно прошлых лет сдвиги в развитии комикс-направления заметны. Наблюдая нарастающий интерес к комиксам со стороны общества в целом и молодёжи в частности, библиотеки начинают с большим вниманием подходить к девятому виду искусства и активнее работать над его включением в деятельность своих учреждений.
К Пушкину на автомобиле
6 июня 2019 года исполнилось 220 лет со дня рождения великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина. К этому знаковому событию библиотеки страны подготовили множество ярких и интересных мероприятий: поэтические марафоны, конкурсы, театрализованные представления, книжно-иллюстративные выставки, лекции, мастер-классы… Некоторые из мероприятий прошли в весьма необычных форматах. Таким, например, стал Первый межрегиональный литературный автоквест «АВТОр Пушкин», который состоялся 9 июня. Оригинальная приключенческая игра, инициированная Молодёжным советом «Омских муниципальных библиотек», объединила более 500 человек из 5 городов России: Омска, Новосибирска, Екатеринбурга, Рязани и Уфы. В рамках квеста им предстояло на автомобилях отправиться в увлекательное путешествие по пушкинской эпохе, открывая на пути зашифрованные места города и узнавая интересные факты, связанные с творчеством и биографией великого литератора. Для прохождения игры участники должны были сформировать команду из 2-5 человек и вооружиться смартфонами с подключённым интернетом, фотокамерой и установленным приложением для считывания QR-кодов. На старте все команды получали пароль с доступом к адресам локаций и затем в продолжении всего путешествия общались с чатом-ботом, запрограммированным на взаимодействие с пользователем через ключевые слова, выполняли задания, попеременно знакомясь с короткими видеоисториями о жизни гения (их можно посмотреть здесь). Участники квеста узнали занимательные факты о сердоликовом перстне Пушкина, соседе поэта по комнате в Царскосельском лицее, о пассии, занимавшей 113-е место в «донжуанском» списке литератора, а также совершили виртуальное путешествие по музею-усадьбе «Михайловское», вместе с персонажами из повести «Пиковая дама» сыграли в старинную карточную игру «Штосс», сделали селфи с памятными объектами и многое другое. Помимо общих для всех городов заданий, автоквест включал в себя и уникальные вопросы, которые придумывал каждый регион отдельно для своих участников.
Автоквест был реализован на средства гранта Федерального агентства по делам молодёжи, выигранного омскими молодыми библиотекарями. Организаторами выступили: Молодёжный совет «Омских муниципальных библиотек», Новосибирская областная юношеская библиотека при поддержке Совета молодых специалистов при Министерстве культуры Новосибирской области, Новосибирская региональная общественная организация «Гильдия молодых библиотекарей», Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького, Свердловская областная библиотека для детей и молодёжи имени В.П. Крапивина и Центральная городская библиотека Централизованной системы массовых библиотек городского округа г. Уфа Республики Башкортостан.
Подборка составлена по материалам сети Интернет