Рэп-урок? Курсы создания компьютерных игр?.. В библиотеке?! Да, и сегодня это уже не просто возможная идея, а вполне реализованная практика. Подробнее об этих и других интересных и необычных событиях, произошедших за последнее время в библиотечном мире страны, читайте в нашем обзоре.
Воскресным вечером 19 мая в Российскую государственную библиотеку направилось более 300 школьников и студентов Москвы, чтобы посетить необычный урок литературы — «Рэп в библиотеке». Мероприятие, посвящённое рэпу как новой поэзии молодого поколения, было организовано РГБ, фондом «Чтение будущего» и его центральным проектом ЮФ по продвижению книг и чтения среди молодёжи, издательской группой «Эксмо-АСТ», а также объединённой розничной книжной сетью «Читай-город — Буквоед». Основная идея мероприятия состояла в том, чтобы представить молодёжи литературу шире обычных представлений, ограничивающих её рамками школьной программы. По словам директора Департамента по стратегическим коммуникациям холдинга «Эксмо-АСТ» Екатерины Кожановой, «рэп в библиотеке» — это «эксперимент, который должен разрушить границы между стереотипами и соединить консервативное сообщество и молодое поколение». В основной части программы, проходившей в читальном зале №3, молодым людям предстояло написать сочинение о рэпе на свободную или любую из двух заданных тем («Рэп — это поэзия», «Как хип-хоп повлиял на мою жизнь?»). Перед эссе ребята прослушали лекцию известного музыканта Noize MC об истории развития рэпа и о месте хип-хопа в современной культуре. Рассуждая об особенностях речитативного жанра в России, артист заметил, что в нашей стране рэп много слушают и создают образованные и интеллигентные люди, уделяя особое внимание слову. Это, по словам Noize MC, отвечает в целом литературоцентричности россиян. Лектор также поделился своим музыкальным опытом и выразил радость за то, что «существует жанр [рэп], который объединяет людей и даёт им надежду и перспективу». В завершении урока на сцене, установленной на парадной Мраморной лестнице РГБ, состоялся концерт с участием современных рэп-музыкантов Gone.fludd и Flipper Floyd. Выбор на этих артистов пал не случайно: Так, GONE.Fludd, например, является увлечённым читателем и активно продвигает книги в социальных сетях. Также он заметен как создатель собственного набора придуманных и переосмысленных слов — флексикона, — прочно вошедшего в молодёжный сленг. Другой исполнитель — Flipper Floyd популярен среди молодых, благодаря своему умению говорить с ними на одном языке. Сочинения участников «Рэпа в библиотеке» проверят эксперты портала «Грамота.ру». Авторы лучших эссе получат книжные призы и закладки с автографами GONE.Fludd.
31 мая 2019 года в Североморской городской библиотеке-филиале №2 Мурманской области открылась площадка для подростков и молодёжи «Тайм-кафе». Проект был реализован усилиями специалистов централизованной библиотечной системы города Североморска при финансовой и организационной поддержке председателя Попечительского совета ЦБС и спикера Областного молодёжного парламента Ольги Михайловны Абрамовой. Новое пространство оборудовано современной техникой, имеет удобную мебель, фотозону, места для чтения и отдыха. Для молодёжи здесь планируется проводить лекции, мастер-классы, выставки, викторины, конкурсы, презентации, кинопоказы, литературные и музыкальные вечера — словом, жить ярко и насыщенно. В тайм-кафе имеется разнообразный фонд книг и комиксов, здесь можно заняться творчеством, отметить день рождения, поиграть в компьютерные, спортивные и настольные игры, да и просто пообщаться в приятной обстановке за чашкой чая. И всё это — бесплатно.
17—19 мая в Юношеской библиотеке Республики Коми состоялись образовательные мероприятия по развитию медиаграмотности и критического мышления «The Earth Is Flat — Kак читать медиа?», которые проходили в рамках одноименного информационно-просветительского проекта, реализуемого Гёте-институтом и порталом COLTA.RU при поддержке Европейского союза. Участниками тренингов стали подростки и молодые люди, на которых в первую очередь и был ориентирован проект, а также учителя, преподаватели и все, кто хотел научиться лучше понимать медиа и ориентироваться в их многообразии. В течение трёх дней ведущие столичные эксперты, педагоги, теоретики и практики СМИ проводили лекции, тренинги, семинары, воркшопы, на которых знакомили слушателей с современным медиапространством, учили анализу и оценке медиа, цифровой этике, самопрезентации в интернете, защите своих персональных данных, противостоянию кибербуллингу и др. В рамках тренингов участники смогли попробовать себя в производстве собственного мультимедиа-продукта. Молодые люди придумали креативные видеоролики, посвящённые распространённым проблемам современной медиасреды. Так, работы отвечали на вопросы — что делать, когда тебя оскорбляют в инстаграмме, как обезопасить себя в интернете, как научиться отличать фейковые новости от правды. Посмотреть видео можно на сайте проекта.
В сети стали доступны работы участников курса по Construct, организованного в рамках Инди-школы — некоммерческого социально-образовательного проекта по созданию компьютерных игр. Фабрика инди-разработчиков функционирует на базе Библиотеки «Друзей» города Санкт-Петербурга с 2017 года по инициативе её сотрудника Ильи Роговенко. Идея применить такое нестандартное направление в библиотеке была почерпнута у коллег из Новой Зеландии, реализовавших в свое время масштабный проект по обучению подростков разработке компьютерных игр. Целевая аудитория Инди-школы — молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. Обучение в ней ведётся бесплатно за счёт государственных грантов. Нынешний курс по Construct проходил с 10 сентября 2018 года по 3 марта 2019 года при поддержке программы Федерального агентства по делам молодёжи «Росмолодёжь». Участие в нём приняли 130 человек, тридцать из которых обучались в реальном режиме и сто — в дистанционном. В рамках программы курса под руководством экспертов игровой индустрии прошли лекции, воркшопы, тренинги, семинары, практические мастер-классы по освоению гейм-девелопмента, программирования, игрового движка Construct, интерфейсных и визуальных эффектов, игрового сценария и др. В завершении обучения учащимся предстояло разработать собственную игру. Основное условие — сюжет должен был быть построен на основе серии комиксов издательства «Bubble», которое выступило спонсором призового фонда. (Приобщение молодёжи к чтению является одной из главных задач проекта). В итоге было создано 14 игр, три из которых («Danila the Demonslayer», «Бабочки в Животе», «Майор Гром Гений Скрытности») были признаны лучшими и получили лицензионную версию игрового движка Construct. Работы участников оценивали специалисты крупных игровых студий, независимые разработчики, организаторы фестивалей игр и блогеры. Ознакомиться с играми и протестировать их можно здесь.
22 мая в Тамбовской областной универсальной научной библиотеке им. А.С. Пушкина завершился первый сезон просветительского проекта по развитию креативного мышления «Школа молодого рекламиста», начавшийся в октябре 2018 года. Слушателями программы стали школьники и студенты, библиотекари, а также учащиеся и преподаватели местных учебных заведений. Занятия проводились сотрудниками Тамбовского университета им. Г.Р. Державина и проходили раз в месяц в формате лекций, мастер-классов, творческих мастерских, практикумов, посвящённых рекламе, брендингу, интернет-продвижению, развитию творческого мышления и др. Каждая встреча предлагала новую тему и состояла из теоретической и практической частей. Помимо образовательной и просветительской функции, проект успешно выполнил и профориентационную задачу — часть ребят отметила помощь «школы» в профессиональном самоопределении. Организаторами проекта выступили Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина и Тамбовская областная универсальная научная библиотека. «Школу» планируется продолжить в ближайшем будущем.
27 мая были подведены итоги Межрегионального творческого конкурса постеров и комиксов «Как хорошо ЛЮБИТЬ читать!», приуроченного к столетию Вологодской областной универсальной научной библиотеки. Организатором состязания выступила областная библиотека Вологды при поддержке Библиотечно-информационного юношеского центра им. В.Ф. Тендрякова. Конкурс проводился с 29 декабря 2018 года по двум номинациям: «Постер + слоган» и «Комиксы». По условиям конкурса работы должны были говорить о книге, чтении или библиотеке. Всего поступило 472 материала из 37 регионов России, а также из ближнего зарубежья. Активное участие в конкурсе приняли и молодые люди. По итогам состязания, победителем в номинации плакатов и слоганов стала Ирина Лебедева (Череповецкий район, г. Вологда), а в номинации комиксов — Марина Иванова и Василина Иванова (г. Курган). В целом, материалы участников получились разнообразными, отличающимися по дизайнерскому решению, художественной технике и смыслам. Увидеть всю палитру творческих работ можно на странице конкурса.
4 июня Научная библиотека Томского государственного университета представила виртуальный тур по экспозиции «Первые книги университетской библиотеки», которая была подготовлена год назад к 140-летию со дня основания вуза. 3D-путешествие было разработано сотрудниками библиотеки и командой Phygitality, занимающейся созданием проектов с дополненной и виртуальной реальностью, а также трёхмерным моделированием. Объёмное представление выставки позволило в деталях изучить экспонаты, размещённые в витринах и на стенах зала — это книги, документы, рисунки, фотографии, гравюры, поступившие в период 1879-1888 годов и составившие первоначальный фонд библиотеки. При нажатии курсора на предмет можно было увидеть сопроводительное текстовое описание, в некоторых случаях — полные тексты изданий. В отличие от большинства других виртуальных библиотечных выставок, данная экспозиция представлена в том виде, в каком она существует в реальности, что создаёт более схожий эффект с физическим посещением. Совершить виртуальное путешествие по выставке можно по ссылке.