Нужны ли дети молодёжной библиотеке?

Светлана Казакова

В Российской государственной библиотеке для молодёжи есть особая комната. Детская. Зачем нужна такая зона во взрослой библиотеке?

В чём секрет популярности Детской комнаты в молодёжной библиотеке? Каковы критерии успешного сосуществования разных поколений в едином библиотечном пространстве?

Во-первых, зонирование. Детская комната в Библиотеке для молодёжи находится достаточно далеко от залов, где выдаётся учебная литература по естественнонаучным и гуманитарным специальностям. Игровое пространство для детей расположено рядом с залами по литературе, искусству и музыке, то есть в правом крыле библиотеки. Здесь — непринужденная атмосфера свободы и творчества. Никто никому не мешает и ничего не навязывает. Поэтому яркая, но камерная Детская комната гармонично вписывается в общий рисунок библиотечных залов для отдыха и досуга.

Детская комната, пожалуй, — самое «домашнее» пространство в библиотеке. Около стены лежит то ли огромный красный змей, то ли гигантский пуф, который легко превращается в огромное ложе или уютное гнёздышко для чтения или тихой игры в конструкторы. Здесь можно спрятаться в кресло-яйцо или покататься на качалке, рассматривая цветные корешки детских книг. Внешнего шума в Детской не слышно, хотя находящемуся там видно всё, что происходит в библиотечном коридоре. Возникает ощущение, что ты сидишь в засаде и ненароком подглядываешь за взрослыми читателями, которым играть здесь нельзя, а тебе (если ты ребёнок или сопровождающий малыша), можно.

В Детской комнате Библиотеки для молодёжи хочется остаться, потому что здесь посетитель чувствует себя ребёнком, даже если он сам уже давно вырос и воспитывает собственных детей. Не говоря уже о ребятах младшего школьного возраста и карапузах, которые сразу понимают, что тут их пространство. И они здесь главные. А тот факт, что дети вместе с родителями приходят в Детскую комнату взрослой библиотеки, вызывает у них положительные эмоции и чувство гордости перед самим собой и сверстниками. Ведь если их взяли с собой, значит, им доверяют, считают взрослыми людьми. Одним словом, в Детской комфортно и безопасно, что чрезвычайно подкупает и детей, и взрослых, и это стало вторым фактором популярности этого места.

Само присутствие взрослых читателей в Библиотеке для молодёжи привлекает детей. Объясню почему. В РГБМ всегда много людей, вечером сложно найти свободный стул, к библиотекарю выстраивается очередь. Кто пришёл за книгами, кто на мероприятия, а кто просто зашёл поработать, пообщаться с друзьями, почитать… И ребёнок, проходя по библиотеке, видит перед собой множество молодых красивых людей, занятых делом. Малыш мгновенно считывает этот «умный» паттерн поведения и записывает себе на подкорку. Вероятно, именно поэтому дети сами просят родителей привести их в нашу библиотеку, а не в соответствующую их возрасту детскую, где выбор книг гораздо больше именно для них. В нашу Детскую они приходят по большей части не за новинками литературы, а за специфическим ощущением особого единения с мамой и папой, которые вводят тебя в мир большой, взрослой литературы. Именно за возможность быть рядом со взрослым в его сложном мире и в то же время играть дети любят бывать у нас. А родители при этом получают возможность удовлетворить собственные интеллектуальные и досуговые потребности. Получается, что в библиотеке можно организовать такое пространство, которое способно объединить родителей и детей в наше суетное время, когда не хватает ни сил, ни времени на совместное времяпрепровождение. Это третья причина востребованности Детской комнаты в Библиотеке для молодёжи.

А в завершение два эпизода, что называется, «из практики». В родительской среде сейчас возрос запрос на интеллектуальные праздники для детей (включая дни рождения). В 2019 году в Детской комнате провели два «умных» дня рождения. Без надоедливых аниматоров, вредного фастфуда и потребительских активностей, за которыми идут в торговые центры. Две мамы сами обратились к нам с просьбой провести праздник для своих детей. Один мальчик семи лет, регулярно ходил на занятия «Чудеса сказочных историй» в Детскую комнату, где я показываю советские диафильмы по лучшим сказкам мира и провожу занятия, направленные на развитие самостоятельности и любознательности. Мальчик сам попросил маму устроить его день рождения в Детской комнате с диафильмом «Илья Муромец» и театрализованными играми, чтобы и его друзья увидели, как тут здорово.

Другой день рождения был масштабнее. На этот раз мама сама предложила своему шестилетнему сыну отметить праздник в стенах всей библиотеки, а не только Детской комнаты. Два часа были отданы «во власть» шести детям от 3 до 14 лет и их родителям, несколько ошарашенным от окружающей обстановки и быстроменяющихся активностей в разных частях библиотеки. Ребята посмотрели диафильм «Бременские музыканты», слушали пластинки на патефоне и проигрывателе, делали аппликации, фотографировались в интерьерах библиотеки, играли в Детской с детьми и т.д., и т.д. Можно сказать, что этот день рождения стал для ребёнка и его друзей настоящим праздником единения поколений в библиотечном пространстве.