Часто ли, посещая выставку, переходя от экспоната к экспонату, мы ловим себя на мысли, что сухих, лаконичных подписей к ним явно недостаточно? Несомненно, о каждом из экспонатов можно сказать больше, но не всегда пространство и формат выставки это позволяют.
Предлагаем вашему вниманию один из способов существенно расширить возможности информационного сопровождения выставок и придать восприятию пользователя новое качество.
ARgbm — больше чем просто выставка. Это проект, реализуемый на платформе ARTEFACT (проект Министерства культуры РФ) и позволяющий получить новое качество восприятия выставочного контента на основе применения технологии дополненной реальности.
Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) — результат введения в поле восприятия любых сенсорных данных с целью дополнения сведений об окружении и улучшения восприятия информации. Технология с успехом нашла применение в учреждениях культуры (музеях, выставочных залах, библиотеках) для более детального и глубокого раскрытия выставочного контента. На экспонаты выставки помещаются изображения — метки для последующей визуализации цифровых объектов (штрих-коды, QR-коды, метки RFID). В роли дополняющей информации выступают текст, изображения, видео, звук или трёхмерные объекты, статичные или анимированные — абсолютно любые цифровые данные. А пользователи сканируют метки с помощью специальных программ-браузеров, установленных на планшеты и смартфоны, получая доступ к дополнительному контенту.
Одной из таких специальных программ и является ARTEFACT — гид по музеям России с дополненной реальностью. Всё, что требуется сделать пользователю, чтобы узнать больше о том или ином экспонате, — это установить приложение, скачать понравившуюся выставку, нажать на кнопку «Дополненная реальность» и навести камеру на экспонат.
Российская государственная библиотека для молодёжи — активный участник этого проекта c февраля 2019 года.
Первой выставкой, оснащённой технологией дополненной реальности, стала «Подземная Неглинка». Она была подготовлена совместно с отделом архитектурных подземных исследований Всероссийского общества охраны памятников и культуры (ВООПиК). Автор проекта — Даниил Давыдов, авторы фотографий — Геннадий Виноградов и Филипп Боровик, специалисты отдела архитектурных подземных исследований ВООПиК.
На выставке представлены фотографии заброшенных и действующих коллекторов Неглинки, карта-схема реки, артефакты и части коллекторов XIX и XX веков. Неглинка — одна из самых знаменитых московских речек-невидимок, левый приток Москвы-реки. Сегодня Неглинка спрятана под землю. Память о ней сохранилась в названиях таких улиц, как Кузнецкий мост, Неглинная, Самотёчная…
Современные коллекторы Неглинки — разветвлённая и сложная инженерная система. Как менялось её подземное течение с развитием Москвы? Какие технические решения были впервые применены для обустройства её скрытого русла? Что сохранилось под землёй со времён Владимира Гиляровского? Технология дополненной реальности даёт возможность совершить увлекательное путешествие по подземной Москве.
Вторая выставка — «Бумажные сториз». Она подготовлена Анастасией Бринцевой, Алей Загитовой и Елизаветой Тюнькиной — студентами магистерской программы «Прикладная культурология» Школы культурологии НИУ ВШЭ.
Рисование скетчей — страсть Анастасии Бринцевой. Она рисует всегда и везде — на лекциях, экскурсиях, на встречах с друзьями, на прогулках и даже во время еды. За два года учёбы в магистратуре Анастасия заполнила рисунками несколько альбомов. На них — преподаватели, студенты, семинары, подготовка к экзаменам, горячие дискуссии в барах и кафе, совместные походы в музеи и поездки в экспедиции. Главное в этих зарисовках — момент, тонко подмеченные сиюминутный жест или фраза. Это объединяет рисунки с популярным форматом сториз в Инстаграм — совместное переживание момента вместе со зрителем. Выставка состоит из трёх разделов — «Учёба», «Отдых» и «Путешествия». Идеальные составляющие студенческой жизни, по мнению автора. На скетчах Анастасии подробно зафиксированы все стадии процесса обучения. Каждый рисунок — «экспонат» со своей историей, погрузиться в которую позволяет технология дополненной реальности.
С помощью этой технологии вы сможете посетить выставки даже после их официального закрытия. Они остаются доступны в виртуальном режиме: платформа ARTEFACT сохраняет всю информацию о них на странице библиотеки.