В условиях пандемии библиотеки по всему миру продемонстрировали свою готовность адекватно реагировать на внешние вызовы, вовремя и быстро перестроить свою работу с пользователями, тем самым укрепив своё место и подтвердив свою значимость в современном обществе.
Привычная жизнь большей части мира перестала быть прежней после того, как 11 марта 2020 года Всемирная организация здравоохранения объявила о пандемии коронавирусной инфекции. Такое ощущение, что мы вдруг проснулись в совершенно другом мире, где каждому нужно отложить свои планы на 2020 год, и самое пугающее в этом то, что никто не знает, как долго эта ситуация продлится.
Библиотеки, как и большинство общественных учреждений и пространств по всему миру, были вынуждены закрыться. Осознавая свою значимость для местного сообщества, библиотекам не так просто далось решение закрыть двери для своих пользователей, и сейчас библиотекари прилагают все возможные усилия для того, чтобы оставаться на связи со своими читателями и быть полезными им.
Чтобы облегчить жизнь своим пользователям, многие библиотеки, как, например, учреждения австралийского штата Виктория Casey Cardinia Libraries, временно отменили штрафы за просроченные книги и установили автоматическое продление взятых на дом книг. Таким образом, они не вынуждают своих пользователей лишний раз выходить из дома. У всех читателей библиотеки есть доступ к библиотечному приложению, в котором они могут управлять своими учётными записями, пользоваться электронной библиотекой, которая круглосуточно предлагает электронные книги, музыку, журналы и многое другое.
Одно из характерных нововведений демонстрируют библиотеки Норвегии, которые в кратчайшие сроки наладили услугу «книги на вынос» по удалёнке. Пользователи заказывают книги через электронный каталог и забирают их, не заходя в библиотеку. Точно так же можно вернуть взятые ранее книги. Как обычно, можно продлить книги онлайн или связавшись с библиотекой по электронной почте. Ещё дальше в этом вопросе пошли библиотекари Швеции. Стокгольмская городская библиотека наладила бесконтактную доставку книг на дом на велосипеде. Заказанные книги библиотекарь оставляет у двери читателя.
К слову, в Швеции сейчас наблюдается наиболее нетипичная ситуация, и с библиотеками в том числе. Шведские власти решили положиться на сознательность и ответственность своих граждан, их не обязывают, но просят избегать ненужных поездок и контактов с другими людьми. Являясь одними из важнейших общественных учреждений, большинство публичных библиотек страны продолжают свою работу. Так, в Стокгольме 12 из 40 филиалов городской библиотеки остаются открытыми, но с сокращённым временем работы и со строгими ограничениями в отношении количества одновременных посетителей. Все публичные мероприятия отменены, но некоторые переформатированы в виртуальные, например, книжные и дискуссионные клубы, сторителлинг для детей, запущена акция по чтению электронных книг.
В новых условиях многие библиотеки активнейшим образом продвигают свои электронные ресурсы, предоставляют пользователям электронные книги, электронные библиотеки, доступные в их библиотечной сети. По данным Итальянской библиотечной ассоциации, в период с 24 февраля по 24 марта 2020 года выдача электронных книг в итальянских библиотеках увеличилась на 104% по сравнению с тем же периодом в 2019 году. Сложившиеся обстоятельства подтолкнули некоторые библиотеки к реализации новых коллабораций. В частности, библиотеки Сингапура предоставляют своим пользователям неограниченный доступ к электронным книгам от крупнейших издательств.
Библиотеки закрыли свои физические пространства, но продолжают взаимодействовать со своим сообществом онлайн. К счастью, многие и до этого предоставляли свои ресурсы и услуги через сеть Интернет, но и те, кто ранее этого не делал, теперь стараются найти способы поддерживать связь с пользователями, например, через социальные сети и даже телефонные звонки. Сотрудники Публичной библиотеки Принстона регулярно обзванивают своих пользователей, общаются с ними, чтобы те не чувствовали себя одинокими, находясь дома. Особенно такая практика актуальна для пожилых одиноких людей. Президентская библиотека-музей Джона Ф. Кеннеди активна в социальных сетях и старается поддерживать связь со своей аудиторией, регулярно узнавая, о чем её пользователи хотели бы узнать, что почитать в период самоизоляции.
Многие библиотеки и библиотечные ассоциации создали для пользователей новые цифровые ресурсы, образовательные и информационные платформы. Так, Национальный библиотечный совет Сингапура еженедельно размещает в своём мобильном приложении интересную, полезную и актуальную информацию, например, о вспышках вируса, вакцинации, общественном здравоохранении в Сингапуре за последние 100 лет, о том, как эффективно работать из дома, как справиться с тревогой из-за неопределённости, какие новые занятия и хобби освоить, пока сидишь дома.
Хорватская библиотечная ассоциациязапустила платформу Remote Library Services, которая собирает в одном месте цифровые коллекции, информационные службы, платформы для электронных книг, образовательный и развлекательный контент для пользователей.
В Норвегии стартовал проект цифровой публичной библиотеки Karanteket. Это коллекция бесплатных цифровых ресурсов, предлагаемых норвежскими публичными библиотеками. В их числе бесплатный сервис для просмотра фильмов Filmbib.
Публичная библиотека Принстона создала сайт, который представляет собой единый источник достоверной информации о коронавирусе. Сегодня повсюду, особенно в социальных сетях, можно наткнуться на ложную информацию о COVID-19, поэтому, уверены создатели ресурса, библиотекари могут оказаться незаменимыми помощниками в деле отбора и сбора достоверной и полезной информации.
Поскольку школы и университеты во многих странах закрыты или перешли на дистанционное обучение, библиотеки оказывают информационную и образовательную поддержку учебным заведениям, а главное — детям, студентам и их родителям. Национальная библиотека Норвегии открыла свободный доступ к информации и базам данных для студентов и исследователей. Публичная библиотека Индианаполиса предлагает родителям бесплатные способы развлечения и образования детей, пока они находятся дома. У всех пользователей библиотеки есть доступ к различным онлайн-ресурсам, таким как Kanopy — платформе потокового видео по запросу для публичных библиотек и университетов, предлагающей фильмы и документальные фильмы, и Hoopla, где можно скачать электронные книги, видео и музыку. У них также есть возможность посетить Детский музей и Художественный музей Эскенази, не выходя из дома. Виртуальные туры по этим музеям дополнены образовательными активностями.
В поддержку школ и учеников библиотеки Сингапура разработали специальный ресурс под названием «Оставайся дома» — это забавные идеи для творчества, вдохновляющие онлайн-мероприятия STEAM (наука, техника, инженерия, искусство и математика), литературные викторины и ресурсы, задача которых — привлечь детей, подростков, семьи и педагогов к чтению и обучению.
Итальянские библиотеки запустили проект для детей и подростков под названием «Уроки на диване» (Lezioni sul sofa) с чтением книг любимых итальянских авторов, мастер-классами «сделай сам», уроками кулинарного мастерства с использованием жестового языка и уроками рисования.
Новые обстоятельства и новые условия работы — это ещё и стимул для создания чего-то совершенно особенного. К примеру, Муниципальная библиотека Турина запустила своё библиотечное веб-радио с чтением и обсуждением книг, познавательным и развлекательным контентом о книгах, чтением книг детям, службой поддержки по использованию технологий и библиотечной справочной службой.
Библиотека хорватского города Риека приступила к созданию настольной библиотечной игры, предназначенной для пользователей всех возрастов. Идея состоит в том, чтобы разработать увлекательную и образовательную игру, вдохновленную библиотекой, чтением и книгами, которую каждый сможет распечатать дома. Основная цель — вдохновить и вовлечь пользователей в совместную работу и творческий процесс разработки настольной игры, которая станет результатом коллективного вдохновения, воображения, работы и радости. В эти сложные дни, уверены сотрудники библиотеки города Риека, это лучшее, что они могут сделать для своих читателей.
Для библиотечного сообщества самоизоляция — не повод отказываться от масштабных акций. Так, с 19 по 25 апреля 2020 года Американская библиотечная ассоциация (ALA) провела свою традиционную с 1958 года акцию — Национальную неделю библиотек. Подобно тому, как библиотеки меняются в ответ на текущую ситуацию, ALA изменила фокус внимания своей ежегодной кампании. Её тема «Найди своё место в библиотеке» была выбрана задолго до пандемии. В изменившихся обстоятельствах тема была изменена на «Найди библиотеку у себя дома», что позволило сосредоточить всё внимание на том, как библиотеки предоставляют виртуальные услуги и цифровой контент, в которых их сообщества нуждаются сейчас больше, чем когда-либо.
Все представленные выше кейсы позволяют с уверенностью сказать, что библиотеки и библиотекари по всему миру восприняли сложившуюся ситуацию как новый вызов, как новую возможность проявить свои знания и компетенции, прокачать навыки в использовании новых технологий, наращивании цифрового контента, взаимодействии со своими пользователями в онлайн-формате. Вполне вероятно, что некоторые и не знали обо всём, что может предложить им библиотека, но теперь, когда они это заметили, увидели и оценили, они смогут пользоваться этим не только сейчас, находясь дома, но и после, когда коронавирусный кризис закончится. А он обязательно закончится.