Российские библиотекари в проекте ИФЛА «Глобальное видение» (Нарратив и немного размышлений)

Маргарита САМОХИНА

14 июля 2017 года во Всероссийской государственной библиотеке иностранной литературы имени М.И. Рудомино состоялась Российская региональная рабочая встреча. Тема — «Как единое библиотечное сообщество может противостоять вызовам будущего».

 
История этого мероприятия началась в конце мая в группе «Современная библиотека» социальной сети Facebook. Именно модератор этой группы Екатерина Александровна Василькова сообщила, что Международная федерация библиотечных ассоциаций и учреждений (IFLA/ИФЛА) начала новый проект, который, как и ряд проектов предыдущих лет, нацелен на выявление проблем, стоящих сегодня перед библиотеками, на поиск направлений, в которых они должны развиваться, чтобы сохранить свою востребованность. Проект «Глобальное видение» поможет понять, какие ответы на вызовы будущего может дать объединённое библиотечное сообщество. Предполагается, что каждый регион или страна представляет свой взгляд (естественно, в формате, предложенном организаторами), а затем ИФЛА обобщит все собранные идеи и предложения.

 

 
На сайте федерации информация о проекте появилась ещё в апреле. Но, к сожалению, она была пропущена и обеими нашими профессиональными ассоциациями, и Министерством культуры. И дальнейшее развитие истории логично рассматривать как некий социальный эксперимент, показавший, что «инициатива снизу», самоорганизация могут быть вполне успешными. Нужен хотя бы один энергичный энтузиаст — и таковым стал Юрий Юрьевич Чёрный, который сумел так повести дело, что свои ресурсы сочли правильным включить и обе ассоциации, и ВГБИЛ, и РГБ. Мероприятие обрело нужный статус, а все привлечённые почувствовали себя участниками международного проекта, представляющими российское библиотечное сообщество.

Проект ИФЛА предполагал встречу группы экспертов, во время которой они должны были обсудить несколько проблемных блоков и выделить те факторы, которые «формируют» эти проблемы и/или являются значимыми для их решения. Круг проблем был, в общем, задан, составлял «матрицу» предстоящего опроса. Остальное оставалось за организаторами; задача была достаточно сложной, особенно учитывая дефицит времени и отпускной сезон.

Как практик я считаю, что в этих условиях выбранная стратегия стала достаточно грамотной и удачной. Для обсуждения были сформированы три блока вопросов: «Видение библиотек», «Проблемы общества и библиотек», «Видение единого библиотечного сообщества». 70 экспертов получили письма с тринадцатью «открытыми» вопросами, на каждый из которых надо было ответить «своими словами». Можно спорить, кому именно послали письма, представляют ли они сообщество (а, собственно, кто-нибудь знает, кто и в каких случаях может представлять сообщество?). Но состав тех, кто прислал ответы и был приглашён на встречу (32 человека), оказался достойным.

Итак, были получены текстовые ответы. Дальше, чтобы провести на встрече голосование и выявить, какие факторы большинству экспертов кажутся самыми важными, вопросы надо было «закрыть», то есть на основе «своих слов» сформулировать варианты ответов, описывающие эти факторы. Это один из сложных этапов при составлении любого опросника. Здесь же надо было учесть и классифицировать не просто известные факты и представления, а мнения конкретных живых людей. Работа была сделана — и неплохо, хотя в тех формулировках, что были отобраны экспертами и представлены в отчёте, можно найти повторения и противоречия. Сама встреча, если судить по доступным репортажам с места событий, получилась живой, деловой и эффективной.

К сожалению, недоступны (пока?) те позиции, которые набрали меньше голосов (отбирались только пять ответов-формулировок по каждому вопросу). А знать их было бы чрезвычайно интересно, в частности и потому, что при просмотре полученных результатов видно: во многих случаях эксперты были отнюдь не единодушны, и, вероятно, попадание/непопадание в список могло определить различие в два-три или даже один голос.

Результаты голосования в общем не стали неожиданными. Ключевыми ценностями библиотек были названы доступность, бесплатность, нейтральность, достоверность предоставляемой информации. Их сильными сторонами — наличие большой сети, уникальные ресурсы. Эксперты подтвердили, что сегодня особенно необходима высокая квалификация персонала, знание и удовлетворение запросов пользователей, а вызовы библиотек связаны прежде всего с цифровыми технологиями и высокой конкуренцией в информационном обществе. Прозвучала тревога по поводу состояния кадров, отсутствия внимания со стороны государства, опасности превращения библиотек в досуговые центры.

Обо всём комплексе этих проблем говорят и участники широкой дискуссии в группе «Современная библиотека». Сама идея включения российских специалистов в международный проект, реализация этой идеи, безусловно, вызвали поддержку подавляющего большинства. Однако, конечно, есть и критика. Тематика её также не является неожиданной. Библиотечные айтишники (и, думаю, не только они — просто не все комментируют) обратили внимание, что позиции, связанные с цифровыми технологиями, появляются в вопросах о вызовах библиотекам и обществу в целом, но отсутствуют в вопросах о ценностях и сильных сторонах библиотек. То есть развитие этих технологий воспринимается как нечто внешнее и, скорее, противостоящее. Неоднозначно было воспринят тот факт, что ориентированность на интересы пользователей собрала меньше голосов, чем достоверность информации. Комментаторы отмечали, что при взгляде в будущее надо бы учитывать специфику типов библиотек.

Всё это линии постоянных профессиональных обсуждений, тренды российской «библиотечной жизни», — и они ещё раз выявились. Результаты встречи хорошо бы подробно обсудить, использовав всю полученную информацию. И сравнить наше, российское, видение будущего библиотек и наши ценности — с тем, что думают об этом в других странах и что может получиться в глобальном плане.

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*