Актёры, которые пишут хорошие книги

Наиля АГДЕЕВА

Как сформировать свою аудиторию? Такой вопрос мучает каждого начинающего автора. Но перечисленные ниже писатели не страдали от недостатка читателей. К моменту выхода их книг они уже были известными актёрами и имели поклонников, которые с интересом наблюдали за раскрытием ещё одного их таланта — писательского. А те, кто не был в восторге от их ролей, получили отличный шанс посмотреть на актёров с нового ракурса.

С одной стороны, кажется, что актёрам легко привлечь внимание к своим романам. Но, с другой стороны, их творения публика рассматривает особенно тщательно, ставя писательские способности актёров под яркий свет софитов и высматривая любые несовершенства. В эту подборку попали лишь книги, заслужившие благосклонность читателей.

Из статьи специально исключены автобиографии, мемуары и воспоминания. Она посвящена именно тем книгам, которые можно назвать художественными произведениями, то есть романам, не имеющим никакого отношения к жизни автора. Поэтому оцениваем вымысел, воображение и фантазию актёра, решившего попробовать свои силы в писательстве.

 
Стивен Фрай «Как творить историю»

 

Великолепный актёр, зажигательный юморист, влиятельный активист и к тому же востребованный писатель — и всё это Стивен Фрай. Вот что значит талантливый человек талантлив во всём. Связь его с литературой прочна и многогранна. Взять хотя бы перевоплощение в Дживса в комедийном сериале «Дживс и Вустер» по произведениям Пелама Гренвилла Вудхауса, участие в экранизации «Хоббита» и запись аудиокниг о Гарри Поттере. Не удивительно, что он и сам выступил в роли автора пяти художественных романов, пяти книг в жанре нон-фикшн, написал три автобиографии, а также числится среди соавторов ещё двух книг. Он даже вдохновил своего лучшего друга актёра Хью Лори на написание собственного романа.

В 1996 году вышла книга «Как творить историю», однако на русский язык она была переведена лишь девять лет спустя. В ней автор попытался представить себе мир, в котором никогда не существовал Адольф Гитлер. Он частично отталкивался от личной семейной истории: многие родственники Стивена были сосланы в концентрационные лагеря или убиты нацистами.

Сюжет развивается вокруг студента исторического факультета Майкла Янга. Он готовится к защите докторской диссертации, посвящённой ранним годам жизни фюрера, но случайное стечение обстоятельств сталкивает его с профессором физики Лео Цуккерманом, который создал машину, способную перемещать предметы во времени. С помощью неё они пытаются предотвратить появление Гитлера на свет, а затем оказываются в абсолютно новом и незнакомом мире, который, к их удивлению, далеко не идеален.

 
Том Хэнкс «Уникальный экземпляр. Истории о том о сём»

 


Актёр Том Хэнкс тоже оказался не далёк от литературы. Помимо того, что экранизация романа Уинстона Грума «Форрест Гамп» принесла ему всемирную любовь киноманов и премию «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль», он также перевоплощался на экране в Пола Эджкомба, героя экранизации «Зелена миля» по Стивену Кингу, и Роберта Лэнгдона, главного героя серии книг Дэна Брауна. Недавно актёр решил, что пора и ему становиться писателем. Тем более в его доме живёт внушительная коллекция пишущих машинок, к которым Том питает слабость.

«Уникальный экземпляр. Истории о том о сём» — это сборник, состоящий из 17 рассказов, написанных во время путешествий, съёмок, выходных и просто спокойных дней дома. Хэнкс писал без остановки. В своих рассказах он описывает людей в необычных ситуациях, например, приятелей, собирающих ракету своими силами, чтобы отправиться на Луну, ветерана войны, который пытается справиться со своими эмоциональными шрамами, подростка, случайно узнавшего о секретной жизни отца. Это лишь часть сюжетов, которые вошли в сборник. Несмотря на непохожесть описанных событий, в них есть один объединяющий фактор – пишущая машинка. Она появляется в каждом рассказе.

Грустные или весёлые, все рассказы остаются светлыми и вселяющими надежду. Ничего другого от актёра, которого за открытость и доброту поклонники в шутку называют «отцом Америки», ожидать было нельзя. Кстати, Стивен Фрай лично рекомендует ознакомиться с творчеством писателя Тома Хэнкса.

 
Стив Мартин «Радость моего общества»

 

Комик Стив Мартин известен и любим своими ролями в кино, будь то незадачливый инспектор Жак Клузо из «Розовой пантеры», обаятельный многодетный отец Том Бейкер из «Оптом дешевле» или хитроумный Фредди Бенсон из классической комедии «Отпетые мошенники». Но начинал он свой путь к славе именно с написания сценариев к популярному в 1960-ые в США телевизионному шоу, а до этого изучал поэзию в колледже наравне с актёрским искусством. Поэтому нет ничего удивительного в том, что он оказался не только талантливым актёром, но и успешным писателем.

До того, как выпустить в свет свой первый роман «Радость моего общества» в 2003 году, он написал несколько пьес, сценариев к кинофильмам и сборников эссе. Поэтому публика была подготовлена и ждала этого события с предвкушением. Мартин не подвёл, он создал трогательную историю, главным героем которой выступает застенчивый Дэниел, страдающий от обсессивно-компульсивного расстройства. Простые на первый взгляд каждодневные задачи превращаются для него в настоящие испытания. Например, он не может жить в квартире, которая расположена выше третьего этажа, а также никогда не наступает на трещинки в асфальте.

Несмотря на нежелание общаться, Дэниелу приходится налаживать контакты с разными людьми, такими как агент по недвижимости, студентка факультета психологии, которая заходит побеседовать с ним в научных целях, и соседи. Именно тогда он открывает свою новую грань, познаёт любовь и завязывает дружбу с тем, кто сначала выглядел полной противоположностью. Стив Мартин через своих персонажей показывает читателю, насколько глубже и интересней люди вокруг, чем кажется на первый взгляд.

 
Дэвид Духовны «Брыки F*cking Дент»

 

Кто-то знает этого актёра как самого известного в мире агента ФБР Фокса Малдера из «Секретных материалов». Кому-то он знаком по наделавшему в своё время много шума сериалу «Блудливая Калифорния». Но мало кто знает, что актёр Дэвид Духовные ещё и писатель. В 2015 году он одновременно начал две новые карьеры – музыканта и писателя. И за три года успел записать два альбома и опубликовать три книги. На русском языке в 2016 году вышла вторая его книга под странным названием «Брыки F*cking Дент», которая тут же пришлась по вкусу молодой аудитории.

Главный герой полон противоречий. Получив прекрасное образование, он не смог преуспеть в профессии писателя, живёт в крохотной квартирке и находится в отвратительных отношениях со своей семьёй. Но всё меняется, когда он узнаёт, что отец смертельно болен, жить ему остаётся совсем немного. Единственной мечтой умирающего является победа его любимой бейсбольной команды в чемпионате, до которой ей как до Луны. Но сын берёт исполнение желания отца на себя.
Духовны в романе размышляет над вечным конфликтом отцов и детей, который так редко получается урегулировать, но именно это удаётся герою книги, правда под давлением печальных обстоятельств. Он пишет о зыбкости и иллюзорности успеха и о том, что же остаётся главным, когда вся мишура снята и погасли яркие огни. Вопреки ожиданиям, книга получилась весьма забавной, в том числе и потому, что актёр не побоялся шутить метко и резко на самые злободневные темы.

 
Вупи Голдберг «Орден Феи Драже. Удивительная история одной феи»

 

Знаменитая комедийная актриса Вупи Голдберг на своей родине в США является настоящим кумиром для всех, кто когда-либо сталкивался с несправедливостью и дискриминацией. Она стала второй афроамериканкой, получившей премию «Оскар», вдохновив целое поколение молодых актрис. Глядя на неё, они решили, что тоже смогут добиться успеха вопреки всем невзгодам. Наверное, именно поэтому большинство книг актрисы (а их у неё вышло уже одиннадцать) обращено к подрастающему поколению.

«Удивительная история одной феи» — это первая из семи книг серии, рассказывающей о маленьких девочках и их непростом мире. Главная героиня носит имя русской балерины, потому что её мама всегда мечтала о балете. Но она не смогла воплотить свои амбиции и переключила внимание и энергию на танцевальную карьеру дочери. Сама же Александрина Петракова Джонсон не находит в занятиях балетом ничего привлекательного или вдохновляющего, а лишь повинуется прихоти матери.

Несмотря на то, что книга действительно детская и написана простым языком, взрослые отзываются о ней тепло. Потому что основная тема стара как мир и близка если не каждому, то очень многим. К тому же здесь много про дружбу, взаимовыручку, мечты и пути к ним. В книге нет антагонистов и безвыходных ситуаций, зато есть препятствия, которые герои вместе и с юмором преодолевают. В общем, книга получилась такая же, как и автор – добрая и весёлая.