Молодёжный активизм и библиотека

Сара Эванс

Статья Сары Эванс, ассистента профессора Школы библиотечных и информационных исследований Техасского женского университета, предлагает познакомиться с наиболее интересными практиками, которые помогут библиотекарям развивать идею молодёжного активизма и включения молодёжи в общественную жизнь.

Для многих подростковый возраст и молодость — это период растущего осознания социальных проблем и своих способностей к их решению. Этот процесс прекрасно описан в четвёртом романе про Гарри Поттера: Гермиона в одиночку запускает кампанию в поддержку домашних эльфов. Увы, её инициатива терпит неудачу из-за отсутствия интереса среди друзей и сверстников и неспособности самой Гермионы правильно оценить всю сложность задуманного предприятия. А может, всё получилось бы по-другому, если бы в тот момент рядом с Гермионой оказался готовый выслушать взрослый, который помог бы в принятии социальных мер, связывал бы её с существующими сообществами и усиливал бы её молодой голос перемен? Как библиотекари мы можем играть ключевую роль в поддержке молодёжной активности в наших сообществах. Мы не только можем делать это, но и должны, поскольку это помогает нашей молодёжи и усиливает миссию самой библиотеки. Помимо прочих возможностей, программы молодёжного активизма улучшают навыки стратегического мышления, повышают грамотность и позволяют молодёжи принимать деятельное участие в гражданских инициативах. Взамен библиотекари, поддерживающие такого рода программы, могут лучше понять и проанализировать потребности пользователей, лучше встроиться в систему поддержки местного сообщества.

Рассмотрим научные статьи, в которых предлагаются лучшие практики и ключевые особенности деятельности, способствующей участию молодёжи в гражданской жизни общества. В этом номере поговорим о статье Бена Киршнера.

Бен Киршнер. Управляемое участие в трёх молодёжных активистских организациях: помощь, обучение и совместная работа (2008)

Профессор Университета Колорадо Бен Киршнер провёл два года с тремя различными группами мультирасовых активистов из рабочего класса и бедных кварталов. Он отмечает, что у взрослых есть чёткие способы руководства молодыми участниками. Взрослым, работающим с активными молодыми волонтёрами, приходится лавировать между «принципами расширения прав и возможностей молодёжи» и «целями и задачами кампании». Другими словами: как много обязанностей мы можем делегировать молодёжи и насколько сильно контролировать выполнение поставленных задач? Взрослые в этих группах предлагают три различных подхода к решению данного вопроса: помощь, обучение и совместная работа.

Подход «помощь» подразумевал лидирующую роль молодёжи в выборе и реализации проектов, а также в содействии проведению мероприятий. Взрослые действовали как нейтральные посредники, предлагая поддержку, ограниченную помощь. Молодёжь приобрела опыт в решении ряда задач руководства и училась на примере собственных ошибок. Но при этом у молодых участников не было возможности совместной работы с опытными наставниками, поэтому их кампании оказались не особенно эффективны для местного сообщества.

В подходе «обучение» возросло прямое участие взрослых, в частности, через коучинг и обратную связь по проектам молодых. Здесь у молодёжи было меньше возможностей для практики своих лидерских навыков, но при этом она получила больше советов и лайфхаков от опытных активистов, которые помогли запустить эффективную кампанию.

Организации, использовавшие подход «совместной работы», придавали особое значение конечному успеху проектов, над которыми молодёжь и взрослые работали совместно. Градация участников была выстроена не по возрасту, а по знанию предмета. Взрослые не сосредотачивались на обучении или наставничестве, а работали как равные коллеги с опытными молодыми участниками и давали возможность новичкам учиться у них.

В то время как каждая организация в основном использовала один из подходов, все они при необходимости применяли три принципа руководства молодёжью. Выбранный подход варьировался в зависимости от сложности проекта, изначального контекста и целей. Разумеется, учитывались опыт и навыки молодых участников. Основываясь на полученных результатах, Киршнер рекомендует четыре принципа поощрения участия молодёжи в гражданской жизни общества.

Во-первых, начните с подлинной общественной проблемы, для решения которой требуется взаимодействие с максимально широкой аудиторией. Чтобы определить проблему, вместе с молодыми коллегами узнайте получше о потребностях местного сообщества. Но не позиционируйте это как «услугу» или «благотворительность», поскольку это ограничивает молодёжное сообщество и может препятствовать осознанию ценности такого рода сотрудничества.

Во-вторых, обеспечьте доступ к взрослым гражданским инициативам. Молодёжи необходимо видеть взрослых экспертов в работе, особенно из того же местного сообщества. Этот принцип подразумевает как наличие образца для молодёжного активизма, так и возможности молодым участникам увидеть себя в будущем.

В-третьих, чутко реагируйте на уровень определённых навыков и интересы молодёжи. Планомерно продумывайте возможности для молодых участников выражать их интересы и развивать необходимые для этого навыки. В противном случае вы рискуете отдалить от себя тех самых людей, которых вы стремитесь привлечь.

В-четвертых, планируйте программы продолжительностью более одного-двух семестров. Часто бывает, что у вас есть несколько «поколений» молодых активистов, участвующих в проекте, но для совершения значительных изменений в обществе требуется больше времени, чем один учебный год. Убедитесь в том, что вы предусмотрели возможности помочь новичкам интегрироваться в процесс.

Окончание статьи читайте в следующем номере

Перевела с английского Мария Алексеева

Источник: www.ala.org/yalsa/sites/ala.org.yalsa/files/content/YALS_vol-16-no-2-winter2018.pdf

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*