Борьба с фейковыми новостями: потому что мы все заслуживаем правды (Идеи молодёжных программ по обучению медиаграмотности)

Ханна Е. Спратт, Дениз Е. Агосто

Последние несколько десятилетий основной задачей библиотекарей и других информационных специалистов является предоставление людям доступа к информации. С появлением современных технологий, когда получить такой доступ стало возможным из дома, в школе или библиотеке, обучение людей всех возрастов правильно оценивать качество и достоверность информации приобретает даже большую значимость, чем предоставление самого доступа.

 
Увеличение активности людей в социальных сетях привело к беспрецедентному росту количества неподтвержденных источников и фейковых новостей в интернете. Их распространение является серьёзной проблемой, которая затрагивает молодёжь как на персональном, так и на общественном уровне, оказывая влияние на социальное, политическое, экономическое развитие, а также на местные, национальные и международные события. Согласно исследованию 2016 года о доступе молодёжи к новостям и их способности оценивать информацию в интернете, Группа по истории образования Стэндфордского университета пришла к выводу, что «демократия может находится под угрозой из-за лёгкости, с которой дезинформация о гражданских проблемах распространяется и преумножается».

Инициативная группа Американской библиотечной ассоциации «Библиотеки меняются» провозгласила навыки информационной грамотности и борьбу с фейковыми новостями приоритетными задачами для будущих библиотечных услуг. На этот призыв должны откликнуться и молодёжные библиотекари. Продвижение медиаграмотности является ключевым аспектом в обучении молодёжи различать фейковые и достоверные новости в повседневной жизни. В долгосрочной перспективе повышение медиаграмотности позволит вести борьбу с распространением дезинформации в обществе. Помогая молодым людям приобрести навыки медиаграмотности и стать сознательными потребителями информации, молодёжные библиотекари способны уменьшить распространение фейковых новостей.

Просто побуждая молодёжь не читать и не делиться такими новостями в социальных сетях, вы уже сделаете большое дело для сокращения распространения дезинформации. Достаточная осведомлённость о текущих событиях также может помочь молодым людям идентифицировать фейковые новости. Первый шаг на пути достижения этих целей — обучить молодёжь и вооружить её навыками медиаграмотности.

Фейковые новости и медиаграмотность

У современной молодёжи есть доступ к новостям и соответствующей информации через многочисленные медиаресурсы, такие как телевидение, радио, интернет, газеты, журналы, книги и т.д. Будучи самым новым из них, интернет стал наиболее привлекательным и доступным источником информации. Согласно недавнему опросу Исследовательского центра Pew, 62% взрослых узнают новости из социальных сетей, и 61% миллениалов говорят, что в вопросе политических новостей они больше полагаются на Facebook, чем на другие источники. Однако молодёжь, равно как и взрослые, зачастую с трудом понимает, можно ли доверять информации из интернета. Восприятие социальных сетей как единственного источника новостей влечёт за собой множество проблем, в том числе получение недостоверной, предвзятой или «отфильтрованной» информации.

Интернет-пользователи рискуют попасть в порочный круг фейковых новостей и дезинформации из-за алгоритмических фильтров, используемых Google и Facebook при отборе информации, которую пользователи видят первой в своих поисковиках и новостных лентах. Этот «пузырь фильтров» разрастается вокруг интернет-пользователей, и у них формируется предвзятое отношение и непринятие оппозиционного мнения о спорных темах.

Поскольку большинство молодых людей в США склонны узнавать новости и информацию о текущих событиях из социальных сетей, библиотекари должны поощрять их выходить за пределы ограниченных новостных «пузырей».

Одна из причин, почему пользователи всех возрастов могут поверить фейковым новостям, — естественная склонность доверять информации, которая созвучна нашим эмоциям или личным убеждениям. Создатели фейков прекрасно обучены писать тексты, которые обращаются к эмоциям и убеждениям человека, и где есть лишь малая доля истины, обрастающая ложными историями, которые усиливают подозрения, заботы или желания читателя.

Для молодёжи, живущей в обществе так называемой постправды, ключевым является осознание того, как эмоции могут влиять и/или формировать общественное мнение вокруг объективных фактов. Как и фейковые новости, концепция постправды не нова; однако в 2016 году частота использования этого понятия увеличилась на 2000%, а Оксфордский словарь объявил его словом года. Решающий шаг к интеллектуальному разграничению фактов и эмоций при получении информации — это осознание того, что манипулирование эмоциями стало неотъемлемой частью политики и журналистики. Важно вести постоянную борьбу с фейковыми новостями, так как люди могут получить ложную информацию и затем совершить неправомерные действия.

Недавний рост фейковых новостей

До появления социальных сетей и интернета при проверке достоверности полученной информации люди полагались на издателей, редакторов и экспертов. Однако социальные медиа и неконтролируемый интернет сделали возможным распространять ложную информацию в один клик. К теме фейковых новостей приковано особое внимание после президентских выборов в США в 2016 году. Исследователи, эксперты и журналисты задаются вопросом, каким образом всплеск фейков мог повлиять на их результаты. После прошедших выборов у нас есть возможность вместе с молодыми пользователями взглянуть на цель, распространение и влияние ложных новостей в контексте, с которым они могут быть непосредственно связаны.

Почему в интернете наблюдался такой всплеск непроверенной информации? Часто мотивация для распространения фейков проста — выгода. Когда люди кликают на заголовки таких новостей, их авторы зарабатывают деньги за каждый клик. Некоторые авторы поддельных материалов имеют в месяц тысячи долларов дохода от рекламы. Это означает, что создатели фейковых новостей, равно как и авторы «настоящих» новостей, чрезвычайно заинтересованы в написании самых сенсационных заголовков, и в большинстве случаев они могут писать фейковые новости абсолютно безнаказанно — нет такой надзорной организации, которая могла бы помешать им это делать.

В результате многие пользователи сталкиваются с проблемой непонимания, откуда взята информация, которую они нашли в интернете, каким источникам можно доверять, а каким нет. Масштабное исследование Стэндфордского университета выявило распространенную путаницу среди учащихся средних и старших классов, а также среди студентов колледжей в вопросе оценки онлайн-информации. Участники исследования могли с трудом отличить новостной контент от рекламного, большинству из них было непонятно, как чьё-то субъективное мнение влияет на новости и другие информационные сообщения. Исследование Стэндфордского университета показало: «Когда дело доходит до того, чтобы дать оценку информации, распространяемой в социальных сетях, учащихся легко ввести в заблуждение». Исследователи пришли к выводу, что «в целом способность молодых людей рассуждать об информации в интернете можно охарактеризовать следующим образом: полная беспомощность».

Фейковые новости и библиотеки

Поскольку библиотеки продолжают обеспечивать подростков и молодёжь широким доступом к интернету и технологиям, важно, чтобы они также начали принимать более активное участие в сохранении компетенций цифровой и медиаграмотности. Без какой-либо системы оценки фейковые новости распространяются всё легче и стремительнее. Библиотекари могут научить молодых людей оценивать и проверять информацию, с которой сталкиваются, позволяя им играть роль проверяющего, которую когда-то исполняли издатели, редакторы и эксперты.

У молодёжных библиотекарей есть все возможности для того, чтобы помочь молодым людям развивать навыки «здорового» потребления новостей и другой информации в интернете. Предоставление руководств по выявлению фейков и оценки достоверности новостных онлайн-ресурсов — это форма обучения медиаграмотности, которая применима как в публичных, так и в школьных библиотеках. Молодёжные библиотекари также могут обучить правильно потреблять информацию, получая её из нескольких медиаисточников. Конечная цель этих действий — воспитать поколение осознанных потребителей новостей, которые могут ориентироваться в обществе постправды, хорошо осведомлены о происходящем в мире и при этом являются эффективными и требовательными пользователями библиотечных ресурсов.

Согласно документу Американской библиотечной ассоциации 2016 года «Библиотеки Соединённых Штатов Америки», фокус библиотекарей и других информационных специалистов смещается от обеспечения доступа к ресурсам к предоставлению более интерактивных информационных услуг и информационного образования. На вопрос «Зачем теперь нужны библиотеки и библиотекари, когда всё доступно онлайн?» есть хороший ответ: библиотекари могут выполнять роль информационного наставника, не только обеспечивать доступ к информации, но и обучать пользователей распознавать, какой информации доверять.

Всё это означает, что сам по себе доступ к интернету не имеет большого значения, если мы не способны отличить факты от конспирологических теорий. Таким образом, фейковые новости являются проблемой информационной грамотности и должны стать первоочередным вопросом для молодёжных библиотекарей. Ниже мы предлагаем некоторые идеи программ и услуг, которые могут помочь библиотекарям научить молодёжь быть более информационно грамотной и не стать жертвами фейковых новостей, ведь все мы заслуживаем правды о том, что происходит вокруг нас.

Молодёжные активности и программы о фейковых новостях

Молодые пользователи сами могут быть активными борцами с фейковыми новостями среди своих сверстников. И библиотекарь должен им в этом помочь. Вот несколько идей для создания активных и пассивных библиотечных программ, нацеленных на обучение молодёжи распознавать фейковые новости и критические оценивать поступающую информацию.

Идея активной программы №1: идея фейковых новостей не нова. Они могут пугать, но важно понимать, что это не новое явление. Расскажите молодым читателям об истории фейковых новостей и позвольте им самим поработать с ними, используя различные медиаресурсы (например, памфлеты времён Великой французской революции, критикующие Марию Антуанетту, и её собственные письма; или статьи из New York Journal и New York World 1890-х годов, освещающие события войны за независимость Кубы от Испании).

Идея активной программы №2: фейковые новости сегодня. Посмотрите текущую фейковую новость и обсудите, каким образом и почему она активно распространяется в социальных сетях. В конце 2016 года новостная медиакомпания BuzzFeed составила список самых популярных фейков на Facebook. Просмотрите его вместе с молодыми пользователями и узнайте, попадались ли кому-то из них эти или другие фейковые новости. Уточните, где именно они нашли эту новость (например, она появилась в их новостной ленте; или этой новостью поделился кто-то из друзей или членов семьи), и попросите их рассказать, как она повлияла на них или изменила их взгляды.

Идея активной программы №3: изучите влияние социальных сетей. Посмотрите, как по-разному можно делиться информацией на Facebook, Twitter, и попросите молодых пользователей проанализировать, какая медиаплатформа является наиболее эффективной для обмена информацией и почему. Подумайте, есть ли такие обстоятельства, при которых информация эффективнее распространяется в социальных сетях, чем через другие медиаресурсы. И уточните, существуют ли ограничения по типу информации, которую можно распространять в социальных сетях.

Идея активной программы №4: расскажите молодым читателям о различиях между сатирой, пропагандой и личным мнением. Научите их определять, какую цель преследует та или иная новость, и как это влияет на её достоверность. Анализ сатирических сайтов, таких как The Onion, Cracked и ClickHole, под руководством библиотекаря поможет молодёжи научиться распознавать сатирический контент, цели авторов сатирических новостей, их отличия от фейковых новостей.

Идея пассивной программы №1: делитесь историями о фейковых новостях. Создайте интерактивную зону для молодых читателей, где они смогут делиться личным опытом, как они столкнулись с фейками. Попросите их рассказать, как они поняли, что новость поддельная. Размещая свои истории в этом общем пространстве (написанные от руки на листочках и прикрепленные на доске объявлений, опубликованные на онлайн-доске объявлений, фотографии с мобильного телефона и т. д.), молодые люди тренируют свои навыки осознанного получения новостей, а также способствуют тому, чтобы их сверстники не стали жертвами этих фейковых новостей.

Идея пассивной программы №2: выявляйте фейковые новости. Разместите в библиотеке справочную информацию, которая поможет молодёжи идентифицировать визуальные признаки фейковых новостей в интернете. Можно составить более подробные руководства по визуальным и аналитическим особенностям фейковых новостей для постоянных пользователей библиотеки, которые они могли бы взять с собой домой.

Идея пассивной программы №3: пользуйтесь ресурсами по проверке информации. Раздайте молодым пользователям листовки с информацией о таких ресурсах, которые можно найти как онлайн, так и в библиотеке. Для более подробного изучения данного вопроса вы можете проводить небольшие практические семинары о том, как эффективно работать с этими ресурсами. Кроме того, неплохо было бы разместить ссылки на ресурсы по проверке информации на сайте вашей библиотеки.

Идея пассивной программы №4: читайте новости из различных источников. Многие люди не понимают, что новости, которые они читают онлайн в принципе подвержены эффекту «пузыря фильтров». Поощряйте своих молодых пользователей находить информацию из разных источников, а не только из социальных сетей, для этого публикуйте списки проверенных новостных ресурсов, где можно найти всё — от политики до поп-культуры. Кроме того, с целью более продвинутого поиска разнообразных новостных ресурсов поощряйте молодёжь пользоваться специальными приложениями для расширения круга новостных источников, размещая в библиотеке листовки, каждая из которых содержит информацию об одном из ресурсов и разбирает его сильные и слабые стороны.

 
Перевела с английского Мария Алексеева
Источник: www.ala.org