«Время — честный человек», — говорят испанцы. И это время честно показывает всему миру кузькину мать, а именно — что основные потребители не только кино- и фэшн-, но и книгопродукции — подростки и юношество. Ритейлеры вынуждены открывать особые отделы и сайты, ориентированные на потребности исключительно молодого читателя. Только что так поступил крупнейший сетевой магазин России Ozon.ru.
По словам руководителя книжного направления Ozon.ru Алексея Кузменко, жанр «Молодёжная литература» уже несколько лет является основным драйвером продаж в Европе и Америке (там он называется Young Adult), так как адресован наиболее активной аудитории от 14 до 24 лет.
Лиха беда начало! Мы, «старые работники культуры», тоже замечаем: самый активный и благодарный читатель (и самый перспективный, заметьте!) — это он: тот, кто сейчас опрометчиво юн, доверчив и смел. И хотя речь не идёт о том, чтобы вспомнить советский опыт и пичкать молодого читателя брошюрками на тему «Сделать бы жизнь с кого», особое внимание к интересам, предпочтениям, нуждам юношества приходится уделять в любой библиотеке, даже общего профиля. Причём уделять по всему фронту: от комплектования книгами, наиболее востребованными юношеством, до дополнительных форм взаимодействия с этим самым юношеством (лекции и широчайший диапазон кружковой, секционной работы) и, наконец, до форм предоставления печатной и электронной продукции в современнейших форматах, которые для иной молодёжи кажутся единственно приемлемыми.
И это, повторюсь, мировая тенденция! Также на мировом уровне заметен всплеск интереса к детской и юношеской художественной литературе со стороны взрослой аудитории. Причём меняется лицо этой самой детско-юношеской «художки»: критики отмечают практику восстановления или дописывания «взрослых» сцен в неё, ибо современный молодой, юный и даже очень юный читатель не есть наивный поклонник мифа об аистах и капусте. Социологи отмечают: молодёжь нынче позже взрослеет и позднее вступает в трудовую жизнь, зато дольше остается наиболее благодарной аудиторией для «коммуникации в сфере культуры». И значит, дольше библиотека востребована юным читателем не только в утилитарном, но и в «личностнообразующем» смысле. Да-да, тот самый вопрос «Сделать бы жизнь с кого?», но в новых условиях и не в лоб задаваемый — снова и тоже сюда, к нам, «старым работникам культуры», обращён молодыми.
Можно сколько угодно иронизировать над недавно модными спекуляциями о «поколении индиго», но очевидно, что в современном мире молодёжь (уровень и характер её культуры) становится главным стратегическим ресурсом любой страны. А для нас, работников библиотек, — это самый трудный, необходимый и неизбежный гость.
И самый дорогой.