Но пораженья от победы ты сам не должен отличать

Александр ПУРНИК

История создания электронной бумаги и технологии электронных чернил (e-ink) из разряда тех поражений, которые прокладывают путь к завтрашним победам.

 
Ни для кого не секрет, что научно-техническая революция — это слом некой системы. И осуществляют его, как правило, люди, которым жить и действовать по-старому становится некомфортно и просто — невозможно. Назовём их «несистемными» интеллектуалами.

Вспомним США после II Мировой войны. Как работала система? Основой были крупные (частично механизированные) производства и большие (почти немеханизированные) офисы, работа которых поддерживалась исключительно людьми. Это была эпоха серьёзного бизнеса, и «системные» интеллектуалы честно стремились стать частью этого механизма, а при удаче — и совладельцем чего-то достаточно сложного и интересного. У этой системы была колоссальная инерция. Трудно представить себе часто перенастраиваемую высокопроизводительную поточную линию (например, конвейер по сборке автомобилей). Сила старой системы была в высокой производительности труда, возможной только при больших «тиражах» однотипной продукции, под которую — из-за отсутствия альтернативы — покупатель вынужден подстраиваться.

Времена были тревожные. Период «холодной войны» привёл, как это ни покажется парадоксальным, к созданию условий для самореализации «внесистемных» интеллектуалов. Их привлекала не высокая зарплата и место в иерархии правящей элиты, а возможность реализации своих идей. И идеи эти порой попахивали (с точки зрения инерционной системы) безумием. Но существовала боязнь того, что отказ от них позволит противной стороне (в частности, СССР) реализовать идеи и тем самым получить преимущество (прежде всего в гонке вооружений). Поэтому была принята стратегия: отобрать достаточно привлекательные (в случае успешной реализации) идеи и профинансировать их разработку. Понятно, что такое венчурное вложение капиталов было чревато рисками, но на него пошли и в целом не прогадали.

Патриотически настроенные «несистемные» интеллектуалы группировались вокруг DARPA (Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США, основано в 1957 году). Через проекты DARPA к решению проблем США привлекались и американские, и европейские специалисты. Так, по результатам проведенного НАТО семинара по параллельному программированию была опубликована основополагающая работа Э. В. Дейкстры (Edsger Wybe Dijkstr), нидерландского учёного, одного из разработчиков концепции структурного программирования. Так была заложена основа для появления языка программирования АДА (де-факто стандарт для работ по заказам Минобороны США). В конце 60-х годов DARPA ухитрилась создать ARPANET (прототип Интернет).

Талантливой и перспективной молодёжи, как правило, был ближе по духу исследовательский центр фирмы Ксерокс (Xerox Park, располагавшийся в Пало Альта, штат Калифорния). Там был создан прототип ПК с графическим интерфейсом. Назывался он Xerox Alto. Среди его создателей был Алан Кей — рок-музыкант и программист одновременно, который «выламывался из системы», но его работы дали хорошие результаты. Работать Alto работал, но в серию так и не пошёл. Причины были экономического свойства: тогдашний уровень развития технологий делал решение настолько дорогим, что это не позволяло продавать его массово.
Это было типичное великое поражение. Однако именно знакомство с этим прототипом привело, например, Стива Джобса к созданию первого серийного ПК с графическим интерфейсом (Макинтош), которое в мире вычислительной техники считается великой победой.

С точки зрения истории электронной книги, наиболее интересным «великим поражением» XeroxPark является создание электронной бумаги и технологии электронных чернил. Малотиражное копирование в середине XX века было представлено светокопированием (то, что в просторечии называлось по цвету копий «синька»).

Идея была проста. Готовился специальный оригинал на прозрачной основе, обычно — на кальке. На неё копировали чертежи, печатали текстовую документацию. Потом оригинал экспонировали на светочувствительную бумагу. То, что на кальке было чёрным, становилось синим (точнее, сиреневым или фиолетовым).

Понятно, что так можно было размножать техническую документацию в единицах экземпляров. Для оперативного копирования использовалась фотография. Идей у фирмы Xerox было две. Первая состояла в том, чтобы на обычную бумагу специальным тонером наносить копию. Из сегодняшних технологий к ней ближе всего «пара» сканер и лазерный принтер. Это и был копир, который впоследствии стал отождествляться с фирменным названием Xerox. Понятно, это была великая победа.

Но было и великое поражение. В 1974 году Николас Шеридон (Nicolas K. Sheridon) предложил идею бумагоподобного дисплея в качестве экрана к Xerox Alto.

Выглядел бумагоподобный дисплей так

 

Бумагоподобный дисплей

 
Идея достаточно проста. В прозрачную пластиковую пластину помещали миллионы частиц, похожих на тонер. Это были небольшие сферы в масляной среде. Половинки у них полярно заряжены и выкрашены в белый и черный цвета. В итоге — при подаче на пластину определённого тока — они поворачивались то одной стороной, то другой, формируя изображение. Технологию назвали Gyricon. Изображение было монохромным, без оттенков серого. Время смены изображения было велико, что делало такую «бумагу» не пригодной для дисплея. Вот классическая иллюстрация того, как достигается такой результат.

 

Технология e-ink

 
Это был «первый звоночек» поражения, но идею попробовали применить для решения проблемы дуплицирования. Был подготовлен специальный принтер.

 

Принтер для электронной бумаги

 
С помощью этого принтера можно было получать копии, но себестоимость их была выше, чем у ставшего традиционным Ксерокса. Катастрофы не случилось только потому, что появилась идея повторного использования электронной бумаги. Речь шла о меню в кафе, ценниках в магазинах, которые надо было регулярно менять. Фирма поступила благородно: запатентовала разработку и выделила Николасу Шеридону ресурсы для создания фирмы Gyricon, которая на основе такой технологии делала рекламные плакаты, информационные указатели и ценники.

 

Использование технологии электронной бумаги для печати ценников и рекламных объявлений

 
На основе повторно используемой бумаги компания Sony даже выпустила первую книгу. И сейчас ещё продаются цифровые часы с экраном e-ink,оперативно меняются меню и ценники. Конечно, это было уже своего рода прозябание, и проект довольно долго рассматривался как великое поражение.

Шло время. Появились специализированные устройства для чтения электронных книг (ридеры). У первых были обычные ЖК дисплеи, что приводило к двум проблемам. Первая — такие дисплеи требовали повышенного расхода энергии. Вторая касалась медико-санитарных особенностей дисплея. Изображение не было стабильным, а регенерировало десятки раз в секунду. Для глаза это было незаметно, но глазные мышцы уставали гораздо сильнее, чем при работе с бумажной книгой. Исследования первых мобильных устройств показывали, что примерно половина пользователей не могла на них сколько-нибудь долго читать.

И тот факт, что изображение на электронной бумаге практически не требовало энергии для поддержания (лишь немного при смене изображения), позволил получить экран для ридеров с очень низким энергопотреблением и максимально (по медико-санитарным характеристикам) и при этом близкого к бумаге. Бум ридеров с электронной бумагой был ошеломительный. Сейчас он стих, но ридеры с экраном e-ink по-прежнему выпускаются достаточно крупными тиражами.

Возвращаясь к идее венчурного инвестирования в проекты «внесистемных» интеллектуалов, стоит привести старую присказку о том, что «страна, которая не готова кормить свою армию, вынуждена будет кормить армию чужую». Сегодня, когда цена на экспорт углеводородного сырья упала как никогда низко, стратегия поддержки и финансирования идей «умников» даже в странах, некогда севших «на нефтяную иглу», становится всё более рентабельной.

Вновь вспомним провидца Пастернака: «Другие по живому следу / Пройдут твой путь за пядью пядь, / Но пораженья от победы / Ты сам не должен отличать».

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*