Какая библиотека нужна молодым (по результатам исследований последних лет)

Маргарита Самохина

Фото: Алиса Рейхтман

Привлечение молодых посетителей — одна из важнейших задач публичных библиотек сегодня. Возможности и пути её решения во многом определены тем, куда и зачем молодой житель конкретного города, села, района может пойти вместо того, чтобы пойти в публичную библиотеку. Кто ему эту библиотеку может заменить? И что в сложившейся ситуации библиотеке хорошо бы предпринять, чтобы при наличии выбора выбирали именно её?

Отношение молодых людей к библиотекам, мягко говоря, не однозначно. Многие искренне недоумевают: а зачем они нужны, когда существует Интернет с электронными библиотеками, электронные и аудиокниги, разнообразные устройства для их чтения и прослушивания и, наконец, книжные магазины? Конечно, не все так думают, но в любом случае сегодняшней молодёжи вряд ли нужен храм чтения. Молодые люди не пойдут в технологически отсталую, некомфортную библиотеку самообразовываться, отдыхать, общаться (для чего, собственно, и существуют публичные библиотеки). Или пойдут, лишь когда совсем уж не будет другого выхода для выполнения учебного задания, что при наличии Интернета и учебных библиотек почти невозможно представить. Это достаточно чётко выразил новосибирский студент, один из респондентов недавнего исследования, темой которого было будущее библиотек: «Мы — продукт современного общества, и от существующей библиотеки мы вправе требовать что-то новое. Когда все ходили в библиотеки в СССР, тогда были другие цели. Насколько я помню, надо было получать знания, не важно, какими путями. Да хоть на голове стой и читай эту книгу. Тебе неудобно, но ты получаешь знания. А мы хотим получать знания, и чтобы нам при этом было удобно, комфортно, эстетически приятно».

Что касается взаимоотношений с библиотекарем, то компетентность персонала, умение быстро и качественно помочь в поиске и получении нужных материалов — очень значимо для молодых пользователей. Но необходимость вступать в контакт при каждой «операции», обязательность диалога (даже если это «равноправный диалог», о котором так любят говорить в нашем профессиональном сообществе), очевидно, делает пребывание пользователя в библиотеке менее комфортным. Нередко у молодых вызывают недоумение и раздражение лишние, по их мнению, вопросы, замечания, непрошеные советы и непонятные запреты.

Данные множества опросов в различных библиотеках, анализ постов на интернет-форумах и в блогах свидетельствуют: очень важным фактором комфортности библиотеки являются часы её работы. Время подготовки заданий, время занятий по интересам, встреч с друзьями, отдых — для молодёжи это вечернее время. Если библиотека стремится привлечь молодых, она должна быть открыта допоздна.

Ещё один значимый фактор — возможность проносить в библиотеку собственные книги, конспекты, а также ноутбуки и планшеты. И, конечно, наличие в библиотеке бесплатной Wi-Fi точки серьёзно увеличивает приток молодого читателя.

Российская государственная библиотека для молодёжи (РГБМ) решила задачу привлечения молодых пользователей, создав современное библиотечное пространство, соответствующее представлениям, вкусам и интересам молодых; организовав комфортный доступ к разнообразным ресурсам и технологиям, предоставив пользователю нетрадиционную пока для российских библиотек свободу. Обслуживание здесь построено так, что посетитель не обязан вступать в контакт с библиотекарем; такой контакт возникает лишь по его, посетителя, инициативе лишь тогда, когда у него возникает потребность или желание.

Как показало недавнее исследование, в РГБМ ежедневно приходят более 800 человек (и это только «ногами», не считая виртуальных пользователей). Почему эти молодые люди выбирают именно нас среди множества разнообразных «третьих мест», имеющихся в мегаполисе, почему они едут к нам со всех концов Москвы? Анализируя данные опросов, отзывы о нашей библиотеке в социальных сетях, в блогах, видим, что высоко оценивается качество фонда, разнообразие ресурсов и, конечно, технологическая оснащённость «по последнему слову». Но не только. Не менее значимыми факторами являются для посетителей организация пространства, дизайн и связанная с ними атмосфера свободы, комфорта, современности и «молодёжности».
Вот только несколько отзывов:

«Книжку можно взять, улечься на мягких пуфах или же сесть за стол. На подиуме можно посмотреть кино! Выбирайте диск и смотрите. Хоть в оригинале, хоть с субтитрами, хоть с переводом. Рядом стоит фортепиано, так что можно и поиграть (правда не стоит забывать про наушники, это всё же библиотека) Если проголодаетесь, есть небольшая кафешка. А в коридоре стоит аквариум с замечательными рыбами. Красиво и уютно. В кафе можно взять настольные игры».

«Помимо того, что это библиотека, это еще и клуб, и коворкинг, и кафе. Здесь можно и наслаждаться радостными интерьерами, бесплатным Wi-fi и розеточками для ноутбуков».

«Супер, просто шикарное место для тех, кто работает на фрилансе через инет. А то дома особо не поработаешь — сложно себя заставить. А так можно выезжать иногда, как на работу».

«Обалдеть! Место отдыха! Придти в такую, тихо посидеть за компом или писать нетленку. Хемингуэй бы с удовольствием писал в такой, а не в кафе».

Внедрение электронных технологий, «освобождение» и пространства, и вошедшего в него посетителя — необходимые условия привлечения в библиотеку молодого пользователя. И опыт РГБМ (конечно, наложенный на местные условия) является в этом плане интересным и полезным.