Когда-то, в туманные советские годы, я попала в обычную районную школу. На стене коридора рядком висели два стенда. Один рассказывал о поэзии рабочих профессий и рекомендовал всем идти в ПТУ. На стенде под названием «Ими гордится школа» расположились портреты выпускников, поступивших в вузы. Мне, юной выпускнице пединститута, было тогда не понять всей стратегической глубины (или западни?) этого соседства. Но, как оказалось, противоречие в целеполагании было присуще всей советской профориентационной работе: страна испытывала потребность в рабочих кадрах, но декларируемой ценностью было получение высшего образования.
Понятие «социальный лифт» отсутствовало в лексиконе советского человека, однако по факту эти стенды как раз и предлагали молодежи версии движения по разным социальным лифтам.
Ибо что такое социальный лифт? Нечто, что позволяет с разной скоростью и разной степенью успешности перемещаться по социальной лестнице. В идеале — вверх, хотя на лифте можно и вниз спуститься… Сказки про Золушку и пушкинских трёх девиц, что «под окном пряли поздно вечерком», — это всё истории про то, как умело воспользовались героини своими социальными лифтами (лифтом для Золушки была волшебница, отправившая её на бал, где она смогла продемонстрировать свои лучшие качества, а девицы предложили свои «бизнес-планы», которые были «приняты и профинансированы»). А вот для лесковской Леди Макбет Мценского уезда усилия по организации вертикального социального лифта для своего любовника, жаждавшего купеческого звания, обернулись катастрофическим нисходящим лифтом…
Иными словами, социальный лифт — это возможность перемещения из одного социального слоя в другой (это ещё называется вертикальной мобильностью) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). А для молодого человека, находящегося на низком старте («широка страна моя родная, много в ней лесов, полей и рек»), такая возможность передвижения по пространству жизни становится определяющей.
Сегодня о социальных лифтах для молодых россиян, точнее, об их несовершенстве или даже полном отсутствии говорят многие политики, экономисты, предприниматели: «…сейчас у людей очень силён и при этом практически не воплощается в жизнь запрос на самореализацию. Особенно трудно „пробиться“ молодежи. Если раньше так называемые „социальные лифты“ были переполнены, но кое-как ещё ходили, то сейчас человек нажимает на кнопку, а дверь даже не открывается, всё забито. Все ниши заняты, молодым людям негде себя применить…» (акад. РАН М. Горшков. Источник.)
Социологи констатируют, что на первое место у активной части молодёжи выходит не достижение сиюминутной материальной составляющей, а нацеленность на профессиональный рост, успешную карьеру. При этом молодые люди в большей степени, чем, например, 20 лет назад, рассчитывают на свои силы, так как справедливо полагают, что их материальное положение зависит, прежде всего, от них самих.
Для реализации амбиций, устремлений, надежд необходима благоприятная среда. Что чаще всего относят к социальным лифтам? Прежде всего, это образование, политическая деятельность, семья и брак, СМИ, армия, коммерческие организации…
Здесь нужно иметь в виду один дополнительный фактор (важный для разговора о библиотеке): необходимость закрепления в новом социальном слое, в который молодой человек стремится. Потому что, попав в новую среду, можно сохранить прежние навыки поведения, общения, систему ценностей и т. п. И если не приспособишься, не изменишь себя, не скорректируешь свои поведенческие навыки, то звание «белой вороны», «чужака» и, вообще, «чуждого элемента» тебе обеспечено. Есть такое понятие: тестирование «ситом» — это когда человека, пришедшего устраиваться на работу, оценивают по критериям, важным для той должности и той среды, где он хотел бы оказаться.
Одним словом, стать действующим субъектом системы организации социальных лифтов для молодежи (а это граждане в диапазоне 14—35 лет) — сегодня едва ли не самая актуальная задача для всех организаций, работающих с этой социально-возрастной категорией. Скажем более, это одна из важнейших социально-экономических задач государства: «Социальная политика… — это обеспечение работы социальных лифтов, „равного старта“ и продвижения каждого человека на основе его способностей и таланта» (В.В. Путин); «…задача обеспечения „социального лифта“ для талантливой молодёжи в условиях изменчивой и конкурентной экономики становится приоритетной» («Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», утверждённая Президентом Российской Федерации 03.04.2012 г.).
Всё это крайне важно для общедоступных библиотек, работающих с молодёжью, поскольку делает актуальными и приоритетными те направления и функции, которые всегда присутствовали в их деятельности, но внимания им как со стороны общества и СМИ, так и со стороны нашего профессионального сообщества в последнее десятилетие уделялось крайне мало.
Когда в апреле этого года Российская государственная библиотека для молодежи в рамках соглашения о сотрудничестве с Федеральным агентством по делам молодёжи организовала Всероссийский семинар «Возможности библиотек в реализации системы социальных лифтов для молодёжи», лишь несколько библиотек приняли участие в нём. Потому что понятие «социальный лифт» пока напрочь отсутствует в актуальной библиотечной лексике.
Между тем, неподдельный интерес к этой теме проявили представители самых разных типов организаций. Как правило, все начинали выступления с признания, что никогда не воспринимали библиотеку в качестве социального лифта. Но, задумавшись на эту тему, они вдруг обнаружили, что у неё есть очень многое для того, чтоб стать таковым.
И действительно, в университет идут за образованием, в молодёжные партии и движения — за общественной деятельностью, в субкультурные сообщества — чтобы войти в группы со сходными интересами, в спортивные секции — за физическим здоровьем и спортивными успехами, в кружки научно-технического творчества, драматические и прочие — дабы реализовать и отточить свои творческие способности… Везде молодые люди могут добиться определённых успехов и получить пропуск в ту или иную социальную и профессиональную среду, подняться по ступенькам вверх (а желаемые вершины у каждого свои).
Однако именно библиотека — единственное место, куда молодёжь приходит не с одной, а с набором разных целей. Объективно библиотека являет собой концентрированное, систематизированное знание, столь необходимое для социального, профессионального роста молодого человека. Её специалисты способны оказать ему квалифицированную помощь в ориентации в этом океане знания. Библиотека является площадкой для общения на основе и в связи с этим знанием. Таких совокупных признаков, способных помочь молодёжи безболезненно встроиться во взрослую жизнь, практически нет ни у одной другой организации.
У каждой библиотеки есть некие услуги и работы, которые позволяют ей в разной мере служить для молодёжи социальным лифтом. Мы попробовали под этим углом рассмотреть то, что предлагает своим пользователям Российская государственная библиотека для молодёжи.
И вот что получилось.
Во-первых, в наших читальных залах молодые люди готовятся к учебным занятиям, используя печатные и электронные фонды (включая доступ к интернет ресурсам). Здесь отличное место для фрилансеров, которые пока не обзавелись офисами и не имеют возможности платить за рабочее место в коворкинге. Да и для репетиторов и их учеников библиотека удобна: рядом с книгами, да и плата за обучение меньше. Тем же, кто готов делиться своими знаниями и кто намерен расширить свой общекультурный кругозор, явно подходят разнообразные лектории (исторические, философские, страноведческие, языковедческие, естественнонаучные).
Для молодежи, ищущей работу, крайне полезны психологические тренинги «Мой профессиональный старт»: здесь и резюме научат составлять, и как обратить на себя внимание работодателей. Кстати, исчерпывающую информацию о профессиях и вакансиях (да ещё с помощью опытного консультанта) можно получить в информационной службе по проблемам молодёжи.
Вспомним о том, что, продвигаясь по социальной лестнице, молодой человек должен осваивать и новую систему отношений, проявлять некие качества, соответствующие той среде, в которую он стремится попасть. Для этого ему будут полезны занятия по ораторскому искусству, которые, кстати говоря, часто проводятся в РГБМ молодыми людьми, добившимися в этом успеха. И высшим пилотажем здесь будет участие в студенческих дебатах, когда каждый должен найти убедительные аргументы в пользу той проблемы, важность которой ему предложено отстоять.
Вообще навыки общения, коммуникации очень важны для будущего молодых людей. Не для всех это просто. И в этом им помогают психологи: от индивидуальных консультаций до групповых занятий в рамках клуба «ПростоПсихология». И современный поворот: общение на английском языке по жизненно важным проблемам («Как дожить до 100 лет», «Как проблемы вдохновляют на творчество» и т.п.) и общение на языке жестов.
О последнем необходимо сказать подробнее.
В течение года группа, в которую входили неслышащие и слабослышащие, обычные (слышащие) и «колясочники», обучалась общению на жестовом языке. У каждой категории были свои задачи: одни учились быстро и спокойно общаться между собой; другие хотели получить возможность общаться с неслышащими родственниками и друзьями и просто научиться говорить на «тайном» языке; «колясочники» пытались освоить новую профессию, способную их в будущем «кормить».
Для ребят с проблемами здоровья неоценимым подспорьем являются тренинги в рамках проекта «Развитие лидерских качеств у подростков и молодёжи с инвалидностью через культуру и искусство», которые проводятся совместно с РОО «Перспектива».
Наконец, для молодёжи, настроенной на практическую реализацию своих способностей в области научно-технического и художественного творчества, на разработку и представление своих стартапов, РГБМ предлагает разнообразные возможности для самовыражения в МедиаLAB (лаборатории для реализации проектов в области НТТМ и молодёжного предпринимательства), в звукозаписывающей студии, на мастер-классах по рисованию комиксов.
К изложенному выше можно добавить и курсы иностранных языков, и использование библиотеки как площадки для написания Тотального диктанта, и студенческие конференции «Мой первый доклад»…
Одним словом, каждая библиотека, если попробует посмотреть на свою работу сквозь призму «социального лифта», найдёт много разного, интересного и полезного. Того, что сегодня работает на решение важнейшей государственной социально-экономической задачи: развитие «человеческого капитала» молодёжи, означающего потенциальную способность молодежи — с учётом способностей, таланта, полученного образования и приобретённой квалификации — развивать экономику страны, тем самым повышая благосостояние общества.
И если взять это за ориентир, то станет более понятным, в каком направлении предстоит двигаться библиотекам, работающим с молодёжью, в ближайшие годы.
В рыночной экономике есть понятие «диверсификация», или «расширение ассортимента выпускаемой продукции и переориентация рынков сбыта, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды».
В нашем случае это означает, что нельзя связывать судьбу библиотеки только и преимущественно с книгой (особенно бумажной) и чтением, как это отчётливо наблюдается сейчас. Потому что все проблемы, которые могут возникнуть со временем на книжном рынке, неминуемо выльются в ещё большие проблемы для рынка библиотечных продуктов и услуг. «Не стоит класть все яйца в одну корзину», — гласит английская пословица.
Чем шире спектр социальных задач и актуальных потребностей населения, на реализацию и удовлетворение которых ориентирована библиотека, тем она как система устойчивее во времени и в пространстве.