Электронные комиксы. Часть 1

Денис Лопатников


С понятием «комикс», надеюсь, многие из вас уже знакомы. Но если нет, то на всякий случай давайте повторим. Комикс — это история, рассказанная в последовательных изображениях. То есть комикс — это не жанр, как иногда считают, а форма последовательного искусства, при помощи которой можно рассказать историю в любом жанре. Сегодня мы с вами поговорим об электронных комиксах. 

 

Давайте начнём по порядку. Если рассматривать в целом, то электронные комиксы — это динамично развивающаяся область, которая меняет традиционные подходы к созданию, распространению и восприятию графических произведений. А если в частности, то электронный комикс — это комикс, который можно читать на цифровых устройствах, таких как компьютеры, планшеты и смартфоны.

Этот вид комикса, конечно, сохраняет классическую форму последовательных иллюстраций с диалогами, но ещё электронные комиксы способны включать в себя интерактивные элементы, анимацию, а также звук.

Теперь давайте заглянем в историю и узнаем, откуда же появились электронные комиксы и как они развивались. Самым ранним этапом появления электронных комиксов можно считать оцифровки печатных изданий. В 1990-х годах это было простое сканирование страниц и создание цифровых копий физически существующих произведений.

В последующие годы важную роль сыграл активно развивающийся интернет. В конце 1990-х — начале 2000-х начали появляться комиксы, изначально созданные для интернета (веб-комиксы). Появились сайты/платформы, на которых авторы могли свободно публиковать свои электронные произведения.

Прогресс шёл дальше, развитие смартфонов и планшетов с большими экранами в 2010-х годах привёло электронные комиксы на путь мобильного потребления. В этот период главным для комикса становится удобство чтения с экрана.

Теперь рассмотрим, что же представляют собой электронные комиксы технически. Как правило, это файлы с возможностью сохранения многостраничного формата и возможностью перелистывания страниц. Самый широко распространённый — это, конечно, всем известный PDF, но есть и более специфические форматы — CBR и CBZ, которые поддерживают высококачественные изображения. Для распознавания таких файлов требуются специальные приложения, но, помимо приложений для открытия отдельных документов, существуют и целые платформы, на которых уже хранится большая подборка комиксов.

Как вы понимаете, появление нового способа читать, а соответственно и распространять комиксы существенно повлияло на индустрию в целом. Теперь наряду с традиционной печатью параллельно сразу выпускают комиксы и в электронных форматах. Плюс активно ведутся эксперименты с мультимедийными элементами. Благодаря развитию технологий и расширению возможностей мобильных телефонов некоторые электронные комиксы стали включать в себя анимацию, звуковые эффекты и возможность взаимодействия с сюжетом, превращая процесс чтения в мультимедийный опыт.

Появление веб-сайтов и электронных платформ для свободной публикации комиксов открыло двери для всех независимых художников и сценаристов, которые раньше не могли позволить себе публиковаться через крупные издательства. Это, в свою очередь, значительно увеличило разнообразие тем и художественных стилей. И позволило транслировать не только популярные сюжеты, но и личные истории, а также те социальные проблемы, которые вряд ли могли бы найти своё место в крупном издательстве.

Немаловажную роль в формировании социально-культурной особенности электронных комиксов сыграла возможность их комментирования со стороны читателей. Более близкое общение авторов со своей аудиторией способствовало формированию онлайн-сообществ вокруг авторов и поднимаемых ими тем.

Мобильность же электронных комиксов сказалась на культуре их потребления. В эпоху коротких форматов контента «мобильные» комиксы становятся более короткими и  интерактивными, что помогает удерживать внимание пользователей. Они стали идеальными для чтения в транспорте или в короткие промежутки времени. Люди могут начать чтение на одном устройстве и продолжить на другом без потери контекста.

Мобильное потребление затронуло ещё и такой фактор, как удобство чтения. На смартфонах появился новый вертикальный вариант комиксов, где страницы пролистываются сверху вниз. Этот популярный формат был назван по имени платформы — Webtoon, на которой он получил максимальное развитие.

Как вы уже поняли, электронные комиксы запустили перемены в разных аспектах, и финансовая составляющая тоже не осталась в стороне. Благодаря различным сервисам автор теперь может  получать не только обратную связь от своих фанатов, но и финансовую поддержку, что позволяет многим вести постоянную работу над своими произведениями, особенно если это длинная серия. А в случае публикации на специализированных платформах, предоставляющих доступ по подписке, автор получает отчисления от просмотра и прочтения своих произведений. Всё это создаёт новые формы финансового взаимодействия между авторами и аудиторией.

С ростом доступности цифровых технологий и мобильных устройств электронные комиксы становятся всё более популярными и несомненно продолжат своё развитие. Уже сейчас при помощи технологии искусственного интеллекта проводят эксперименты по полному циклу создания комиксов, но, на мой взгляд, этой технологии лучше поручить рутинные задачи, такие как, например, черновая раскраска или расстановка диалогов, а творческий процесс всё-таки пусть остаётся за автором.

Давайте подытожим сказанное и определим основные преимущества электронных комиксов относительно традиционных:

1. Доступность. Электронные комиксы доступны мгновенно — их можно скачать или читать онлайн в любое время и в любом месте. Нет необходимости идти в магазин или ждать доставки.

2. Удобство. Можно хранить сотни комиксов в одном устройстве, что освобождает место и избавляет от необходимости в физическом хранении.

3. Функциональность. В большинстве приложений для чтения электронных комиксов есть функции, которые облегчают чтение: масштабирование страниц, подсветка слов, листание слайдов.

4. Интерактивность. Некоторые электронные комиксы включают анимацию, звуки и даже элементы дополненной реальности, что делает чтение более увлекательным.

Но несмотря на множество преимуществ, электронные комиксы сталкиваются также с рядом сложностей и проблем. 

Основным вопросом при публичном размещении произведения по-прежнему остаётся цифровое пиратство, а именно — незаконное распространение контента. Электронные комиксы, как и другие цифровые медиа, легко копировать и распространять через интернет, многие произведения попадают в сеть незаконно. Это наносит ущерб издателям и авторам, так как они теряют доходы от продажи. Для решения этой проблемы применяют различные меры защиты, однако такие меры иногда могут быть неудобными для легальных пользователей, например, ограничение возможности читать комиксы на разных устройствах.

Следующей сложностью после пиратства можно назвать технические ограничения, такие как совместимость форматов. Например, не все устройства или приложения поддерживают одни и те же форматы. Это может создать проблемы для пользователей, которые не знакомы с техническими нюансами. Кроме того, может возникать вопрос цифрового неравенства. Не все имеют доступ к современным устройствам, а также стабильному интернет-подключению, необходимому для загрузки комиксов.

Но даже у тех, кто обладает всеми техническими возможностями, могут возникнуть трудности. Я говорю о такой проблеме, как усталость от экранов. Чрезмерное использование цифровых устройств приводит к тому, что люди всё больше времени проводят за экранами, и чтение комиксов в цифровом формате может усиливать усталость глаз и общее переутомление от использования технологий. Многие читатели предпочитают отдыхать от экрана, переключаясь на физические книги. Помимо этого, цифровые устройства часто предлагают множество отвлекающих факторов (уведомления, сообщения, социальные сети), что может снижать концентрацию и вовлечённость в процесс чтения.

Следующим недостатком, который при этом был перечислен выше среди достоинств, становится система монетизации. Многие платформы предлагают подписные модели, где пользователи платят за доступ к библиотекам комиксов. Однако не всем пользователям удобны такие модели, особенно если они не читают комиксы регулярно. В интернете сложилось своё понимание доступности, и многие пользователи считают, что цифровой контент должен быть дешевле или вовсе бесплатным, что создаёт трудности для монетизации электронных комиксов.

И наконец, решающий «недостаток» для многих и для меня в частности — отсутствие физического ощущения от контакта с комиксом. Многие читатели комиксов любят печатный формат из-за уникального опыта — возможности листать страницы, ощущать качество бумаги, вдыхать запах типографской краски. Физические комиксы часто являются особыми предметами, которые можно коллекционировать. Электронные комиксы лишены этих тактильных аспектов, и это может быть разочарованием для тех, кто ценит «материальную» составляющую.

Эти сложности, конечно же, не отменяют всех преимуществ электронных комиксов, но их важно учитывать при создании и распространении подобного контента, чтобы улучшить пользовательский опыт и поддерживать устойчивое развитие этого направления в индустрии.

В следующей части мы поговорим об особенностях создания электронных комиксов и о той пользе, которую они могут приносить библиотекам. 

Продолжение следует

 

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*