Фотокалендарь в стиле хайку

Мария Чечулина

Рубрика «Микс» продолжает держать курс на персонализацию: наряду с фоторепортажами будем знакомить вас с работами молодых фотохудожников. Новый, 2022-й, год мы открываем серией публикаций, подготовленных совместно с Союзом фотохудожников России. В первом номере года вас ожидает русский фото-хайку-календарь в обрамлении поэтических творений японских и американских мастеров жанра.

Автор фотосерии  —  Мария Чечулина, фотограф  из Санкт-Петербурга, член Союза фотохудожников с 2020 года. По словам Марии, «к пленочной фотографии привил интерес папа: в нашей семье была традиция, начатая ещё дедом, вести достаточно подробные семейные фотоальбомы». 

Далее приводим авторское описание серии.

«Нет предмета непригодного для хокку» — это высказывание Мацу Басё — признанного мастера жанра — стало чем-то вроде девиза для меня при съёмке этой серии. Передать посредством формы дух/чувство/настроение, не называть это чувство, а вызывать через простую деталь — было задачей. Никто меня не ограничивал, поэтому трансформация жанра хокку в фотографию была весьма свободной и стихийной, но, тем не менее, конечно, она требовала соблюдения ряда классических особенностей жанра. Хотя бы для того, чтобы он был читаем. 

 В первую очередь требовалось передать дух хокку, его природу. Если в поэзии хокку образы — это назывные предложения в три строки, без рифмы, то в визуальных искусствах — это два-три удара кистью. Это концентрация и расслабленность одновременно, минимализм в сочетании с некоторой долей «пофигизма», когда ты как акын, что видишь, то и поёшь. А за этими двумя-тремя мазками уже встаёт полноценный пейзаж. Но — в скобках, за кадром. Здесь должна быть мера — хрупкий инструмент, с которым автор обязан дружить, выдерживать баланс, так как цель хокку — сказать многое, используя минимум. А вызываемый эффект сравним с эффектом недостроенного моста: перебраться по нему «на противоположный берег» можно лишь достроив его в своём воображении.

 Время в поэзии хокку. Оно — особое. Это краткий момент настоящего, и только. Прошлое, будущее, течение времени — всё это хокку не изображает. Мимолётность тем прекрасна и печальна, что природа её непостоянна, изменчива. И, конечно, отдельное место в жанре хокку занимает связь с временами года, которая, собственно, и обозначила форму, закольцевала разрозненные поначалу и обрывочные фотозарисовки в календарь. 

Список мастеров жанра, использованных в оформлении календаря: Джек Керуак (март, апрель, октябрь, ноябрь), Мацуо Басё (май), Исса Кобаяси (июль), Тинэ-дзё (июнь), Джордж Суид (февраль), Тиё (январь), Соокан (декабрь), Вирджиния Брейди Янг (сентябрь), Танэда Сантока (август). 

 Все кадры были сняты на 35-миллиметровую фотоплёнку «Микрат-орто», чёрно-белую, советскую, просроченную, которую не жалко было расходовать. Проявлены и отсканированы в домашних условиях. Часть изображений получена с помощью техники мультиэкспозиции. Графический редактор я использовала лишь для того, чтобы нанести текст на фотографии.