Нам, избалованным электронными гаджетами с многооконным интерфейсом, трудно поверить в то, что идея многооконности – отнюдь не тривиальна. Ведь ещё недавно (на компьютерах с MS DOS и UNIX) никто о многооконности не задумывался… Доминировал текстовый однозадачный способ взаимодействия владельца с устройством.
Тем приятнее обнаружить, что идея многооконного устройства отнюдь не нова. Из того, что известно мне, могу отметить примеры, которые тянутся аж с IX века. Конечно, в древности однооконный интерфейс преобладал.
Вот так, например, выглядела восковая дощечка для письма
Всё здорово и удобно, но вот беда: уже вторую запись девать некуда, а задача такая была очевидна уже в древности. И неожиданно обнаружилось решение, которое (как почти все решения доэлектронной эпохи) подкупает своей простотой.
Вот, например «протоайпад» IX века, обнаруженный турецкими археологами при раскопках в порту Константинополя.
Этому событию была посвящена заметка в турецкой газете Hürriyet Daily News:
«По имеющейся информации, размер деревянного артефакта в длину составляет примерно 7 дюймов (17,5–18 см).В этом отношении «протоайпад» не уступает современному. Однако средневековый планшет был гораздо толще нынешних. Сближает деревянную коробочку с ай-падом и то, что она совмещала функции записной книжки и рабочего инструмента.
Планшет состоял из пяти отдельных панелей, покрытых воском. На них можно было делать записи: об этом свидетельствуют следы греческих слов, нацарапанных на покрытии. Нижняя же панель была выдвижной — в ней скрывалось что-то вроде примитивного приложения: там хранилось несколько тарелочек с грузами, что позволяло использовать планшет в качестве весов.
По мнению директора Центра морской археологии Стамбульского университета, руководителя раскопок Уфука Косабаша, с их помощью можно было оценить ценность какого-либо предмета, измерив содержание благородных металлов в сплаве или количество металла в рудном камне.
Чтобы богато декорированный планшет не развалился на части, его связывали кожаными ремешками, для чего на каждой панели было по две пары дырочек» (цит. по: Газета.ru).
Если отбросить «высокий штиль», то речь идёт о своего рода бюваре менялы. От обычной восковой дощечки артефакт отличает именно многооконность. Несколько дощечек позволяют параллельно обслуживать несколько разных клиентов или хранить наборы неких справочных данных и иметь ещё несколько рабочих «окон» для текущих расчётов.
Поскольку нас всё же больше интересуют устройства чтения текстов, то отмечу, что в XVI веке ухитрились создать не только специализированное устройство для чтения книг, но и сделали его с многооконным интерфейсом
«Это устройство создал в конце 16 века итальянский инженер Агостино Рамелли (Agostino Ramelli). Задачей машины было обеспечение одновременного доступа к нескольким книгам одновременно. Эдакий «многооконный интерфейс» 16 века на дюжину окон. Устройство (Book Wheel) было описано в книге Рамели «The Various and Ingenious Machines of Captain Agostino Ramelli», опубликованной в 1588 году.
Колесо с несколькими книгами не просто вращается читающим, а имеется некий механический привод (что-то вроде ножного привода для механической швейной машинки), который облегчает «смену окон».
Сам Рамели так никогда и не построил свою машину, но у идеи появились последователи и в 1986 (всего-то четыре сотни лет понадобилось) известный архитектор Дэниел Либескин Daniel Libeskind представил свою версию Book Wheel» (источник)
Понятно, что на колесо кладутся различные сопряжённые книги (например, книга на иностранном языке, словари толковые и лексические). А неплохая «машина» могла бы быть в библиотеках XVI–XVII веков!
Ещё раз отмечу, что идее многооконности уже много столетий. И остаётся только удивляться, как долго и сложно эта, казалось бы, очевидная идея пробивалась сквозь умы и технологические проблемы, пока не захватила наши гаджеты, обеспечив нас многооконным интерфейсом по умолчанию.