Технологический ландшафт и библиотеки–2021

Ник Танзи

Своими мыслями о текущем технологическом ландшафте и о том, как библиотекам лучше адаптироваться к его изменениям, делится Ник Танзи, консультант по библиотечным технологиям, заместитель директора Публичной библиотеки Южного Хантингтона, штат Нью-Йорк, автор книги «Best Technologies for Public Libraries: Policies, Programs, and Services» (2020).

Сказать, что 2020 год был годом потрясений и перемен, — значит ничего не сказать. Пандемия COVID-19 вызвала повсеместные изменения в повседневной жизни людей и подхлестнула быстрые технологические изменения. Учитывая эти обстоятельства, что мы можем сказать о сегодняшнем технологическом ландшафте и о том, как он повлияет на библиотеки настоящего и будущего?

Соответствие ожиданиям пользователей

В нынешних условиях пандемии правила социального дистанцирования затронули широкие слои общества, изменив всё: от процесса обучения до покупки продуктов. И хотя некоторые из этих перемен могут быть временными, тем не менее, они уже коснулись поведения и ожиданий пользователей, и библиотека должна быть готова к работе в изменившейся среде. Стоит принять во внимание следующее:

Онлайн-мероприятия остаются

Хотя первоначальной целью виртуальных активностей было обеспечение непрерывного обслуживания читателей, мы привлекли новую аудиторию, которая не могла посещать традиционные мероприятия, а также предоставили постоянным пользователям удобную альтернативу. После пандемии мы должны быть готовы продолжить вести некое количество онлайн-мероприятий и взять на себя обязательство улучшать качество предлагаемого контента.

Продолжающийся рост цифровых коллекций

В течение некоторого времени цифровые коллекции библиотек переживали взрывной рост. В прошлом году эта тенденция ещё больше усилилась, и многие пользователи впервые открыли для себя наши фонды. Любопытно, что рост спроса на аудиокниги происходил на 20% медленнее, чем ожидалось; он должен восстановиться по мере возвращения библиотек в привычный ритм. 

Бесконтактные услуги

Для многих бесконтактные услуги оказались не только безопасными, но и удобными. Библиотеки могут освоить бесконтактные формы оплаты услуг и самообслуживания читателей, чтобы соответствовать ожиданиям пользователей по этому пункту. 

При этом читательские билеты могут предоставляться как очно по предварительной онлайн-заявке, так и в электронном виде. Электронный же билет может быть доступен в библиотечном приложении или стороннем мобильном приложении и, кроме того, возможно приобретение сканеров для чтения экранов мобильных устройств.

Расширенная виртуальная справка

Уже сейчас наши пользователи живут в среде телемедицины, виртуального обучения и дистанционной работы. Аналогичным образом могут быть адаптированы и многие библиотечные услуги. Такие услуги, как консультации по вопросам карьеры, техническая помощь или советы по чтению, могут предоставляться посредством видеосвязи. Видеочат можно добавить к другим справочным службам библиотеки — телефону, электронной почте и текстовым сообщениям.

Работа с технологическими потрясениями

2020 год стал синонимом потрясений. Эта всеобщая неопределённость предоставила библиотеке множество возможностей служить своему сообществу.

Цифровое неравенство

Пандемия вскрыла проблему цифрового неравенства. И самое время не лечить симптомы, но устранять причины. В краткосрочной перспективе библиотеки могут инвестировать свои ресурсы в мобильные точки доступа и расширять беспроводной интернет за пределами своих помещений и вне часов работы. Кроме того, обращение общественного внимания к этой проблеме делает настоящий момент наиболее подходящим для подачи грантовых заявок и адвокации.

Дистанционное обучение / Удалённая работа

Дистанционное обучение и удалённая работа — два тренда, которые, вероятно, сохранятся. Библиотеки должны вкладывать средства в свою ИТ-инфраструктуру, чтобы удовлетворить растущие потребности пользователей в широкополосном доступе в интернет и обеспечить готовность библиотечных устройств к видеосвязи с соответствующим оборудованием и программным обеспечением. Пространства могут быть переоборудованы в тихие переговорные комнаты, предназначенные для видеосвязи. Наконец, можно предложить занятия по программному обеспечению видеосвязи для начинающих, чтобы помочь пользователям узнавать о различных доступных вариантах и их базовом использовании.

Переподготовка и повторный выход на рынок труда

Пандемия не только привела к кризису общественного здравоохранения, но и спровоцировала экономический кризис. При большом количестве безработных наблюдается и большой спрос на определённых специалистов. Американская Ассоциация публичных библиотек и Microsoft объединились в рамках инициативы Digital Skilling, чтобы помочь пользователям овладеть навыками для работы, имеющей хорошие перспективы развития в будущем. Библиотеки, вложившие средства в программное обеспечение для онлайн-обучения, должны широко рекламировать эти услуги. Тем же, кто этого ещё не сделал, рекомендуем изучить возможности подобного приобретения. Ведь оно позволит организовать занятия по созданию онлайн-резюме и поиску работы онлайн. Наконец, можно будет проводить занятия, ориентированные на продажи в интернете, такие как «Введение в Etsy» или «Продажи на Ebay», и помочь пользователям получить дополнительные источники дохода в условиях неопределённости.

Сервисы потокового видео

Существует невероятное разнообразие сервисов потокового видео: Netflix, Prime, Disney +, HBO Go/Max Hulu, Peacock, CBS All Access YouTube TV, Apple TV +, и это лишь некоторые из них! Библиотечные пользователи сильно заинтересованы в этих услугах, но могут испытывать трудности при их выборе и работе с ними. К примеру, в Публичной библиотеке Южного Хантингтона большой популярностью у посетителей пользуются занятия на тему: «Стриминговые услуги vs кабельное телевидение».

Фейковые новости / Медиаграмотность

По данным Statista, только 26% американцев абсолютно уверены в своей способности распознавать фейковые новости. В то же время опрос Pew Research показал, что 61% респондентов отметили, что им было бы полезно пройти обучение по поиску достоверной информации в интернете. Миссия библиотек как учреждения, пользующегося всеобщим доверием, ясна! В помощь библиотекам Американская библиотечная ассоциация разработала руководство «Медиаграмотность в библиотеке: руководство для библиотечных специалистов».

Планируя будущее: что нас ждёт впереди?

Пока мы наблюдали за изменениями ожиданий пользователей и нынешней, переживающей потрясения технологической средой, что для нас приготовило будущее? Говоря о прогнозировании трендов, можно ожидать следующее:

Распространение дополненной реальности и рост интереса к ней

В последние несколько лет Android и Apple выпустили фреймворки дополненной реальности для разработчиков. Известные как ARkit и ARcore, они немедленно превратили миллиарды мобильных устройств в устройства с поддержкой AR. Благодаря новому притоку потенциальных пользователей, библиотеки могут легко и недорого собрать наборы дополненной реальности, совместимые со смартфоном, для выдачи на дом, чтобы познакомить посетителей с этой технологией. Наборы могут включать в себя книги с поддержкой AR, временные татуировки, раскраски, кубики дополненной реальности Merge Cube и гарнитуры, а также аннотированную библиографию приложений.

Социальный VR приближается

В 2014 году Facebook приобрел VR-стартап Oculus, а совсем недавно представил требования к учётной записи Facebook для Oculus-гарнитуры. В промежутке между этими двумя событиями гигант социальных сетей работал над соцсетью виртуальной реальности под названием Horizon, в настоящее время доступной только по приглашению. Поскольку для библиотек присутствие в социальных сетях является формой цифрового охвата аудитории, вы или ваша организация можете подписаться на ранний доступ, чтобы изучить платформу и её потенциальное использование.

Видео 360˚

Вышеупомянутая мощность и доступность смартфонов теперь позволяют легко создавать и использовать 360-градусные видео. Google Tour Creator помогает делать простые виртуальные туры и накладывать на них двумерные информационные панели. С помощью более совершенной камеры 360 вы можете записывать прямые трансляции, документировать местную историю в новом, захватывающем формате или создавать туры с поддержкой виртуальной реальности, подобные этой, созданной Публичной библиотекой Южного Хантингтона.

Дроны

Доставка библиотечных материалов с помощью дронов может показаться надуманной, но одна школьная библиотека в Вирджинии объединилась с Google Wing именно для этого! Хотя для широкого использования дронов в этих целях могут потребоваться годы, в этом есть прямая польза. Например, управляемый сотрудником дрон может быстрее и безопаснее проверить вашу крышу на наличие забитых водостоков, чем отправленный туда специалист технического обслуживания.

В заключение

Понимание меняющегося технологического ландшафта позволяет библиотеке наилучшим образом удовлетворять базовые потребности и ожидания пользователей. В то же время выявление будущих трендов помогает участвовать в эффективном долгосрочном планировании, позволяя действовать проактивно, а не просто реагировать на происходящие изменения.

Перевела с английского Мария Алексеева

Источник: princh.com

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*