Продолжаем «вырисовывать» историю зарубежного фантастического комикса. На календаре — 1950-е.
«Золотая эпоха» американского комикса закончилась в 1950-х годах, в то время как «золотая эра» литературной фантастики находилась в самом апогее. Популярность научной фантастики, конечно же, сказалась и на тематике выпускаемых комиксов — в графической прозе тех лет наблюдалось самое настоящее торжество Science Fiction & Fantasy. На короткое время научно-фантастические комиксы об освоении космоса и необычных достижениях науки на рынке заметно потеснили супергероев. Назовём некоторые наиболее примечательные рисованные научно-фантастические серии 1940–1950-х: «Космический Смит» (Space Smith, 1940—1941) Берта Уитмана, «Атомный человек» (Atomic Man, 1944) Чарльза А. Войта, «Космический кадет Том Корбетт» (Tom Corbet — Space Cadet, 1951—1954) Пола С. Ньюмана и Рэймонда Бэйли, «Бионическая женщина» (Bionic Woman, 1955) Джона Эдмонда Спарлинга, «Одинокий пришелец» (The Lone Spaceman, 1954—1955) Уоррена Тафтса и др. В те же годы вышел многотомный графический роман Алекса Тота «Машина времени» (1957) — лучшая комикс-адаптация классического романа Герберта Уэллса… Забегая вперёд, вспомним, что в 1960-е некоторые из этих авторов вновь обратятся к фантастике и создадут истинные шедевры жанра: Дж. Спарлинг нарисует космическую сагу «Человек из космоса» (1962), Пол С. Ньюман, уже в соавторстве с Расселом Мэннингом, создаст футуристический бестселлер о войнах будущего «Магус — боевой робот 4000 года» (1963), а его прежний соавтор Рэймонд Бэйли неожиданно обратится к «тёмной фантастике» и выдаст мистический триллер «Логово призраков» (1969).
Столь же активно развивался в рисованной литературе и жанр фэнтези. Самым заметным явлением этого направления был журнал Weird Fantasy (1950—1953) издательства EC Comics. Родившийся на базе другого журнала — Mad Magazin, — этот ориентировался в основном на «тёмную фантастику» (хоррор, мистику, фэнтези), хотя появлялись на его страницах и научно-фантастические рассказы. По большому же счёту «Сверхъестественные фантазии» оставили след в истории благодаря тому, что с журналом активно сотрудничали многие именитые писатели-фантасты: Рэй Брэдбери, Ричард Мэтисон, Курт Воннегут и др.
Конечно, живительная струя научной фантастики заметно омолодила комикс, но коммерческий успех всей рисованной литературы стремительно сползал вниз, тиражи падали. Однако даже не это обстоятельство поставило точку в самом благодатном периоде графических историй. Тогда же, в 1950-е, произошло событие, едва не погубившее вообще всю комикс-индустрию Америки.
А началось всё со вполне безобидного, очень ироничного и отвязного межавторского комикс-сериала «Склеп ужасов» (Vault Of Horror, 1950), знакомого нашим читателям по экранизации — телесериалу «Байки из склепа» ( примечательно, что одним из сценаристов этого «тёмного» комикса был сам Курт Воннегут).
Очень сильно напугал этот комикс. Но не подростков, которым был адресован, а американских конгрессменов: они открыли новую охоту на ведьм, а та вылилась в сенатскую комиссию по изучению связи комиксов и подростковой преступности. Не последнюю роль в этом деле сыграла книга известного психолога Фредрика Уэртема «Совращение невинных»: её автор доказывал, что комиксы-де призывают подростков к насилию и сексуальной разнузданности. Занятно, но десятилетие спустя тот же Уэртем в книге «Мир фэнзинов» (1973) отзывался о комиксах уже в ином тоне, благосклонном и уважительном. Так или иначе, урон вышеозначенная комиссия нанесла непоправимый: в 1954 году был принят варварский комикс-кодекс и введена жесточайшая цензура. В итоге интеллектуальный и реалистический комиксы с прилавков практически исчезли, остались лишь «героические» поделки, которые и так терпели коммерческий крах. Вред, нанесённый комикс-индустрии сенатской комиссией, сопоставим разве что с деятельностью другой комиссии — по расследованию антиамериканской деятельности, — запущенной сенатором Джозефом Маккарти в 1953 году…
Заканчивалась уютная «золотая эпоха» американской рисованной литературы, и начиналась эпоха противостояния двух гигантов комикс-индустрии: DC и Marvel.