Закон о молодёжной политике Российской Федерации принят

Ольга Кузьмина

Photo by Михаил Лазарев on Unsplash

2020 год выдался непростым. Для всех. И сфера государственной молодёжной политики тут не исключение. 

Однако именно в этом году случились два актуальных события, которые необходимо отметить.  

Во-первых, молодёжная политика России получила конституционно-правовое признание. В текст 72-й статьи Конституции Российской Федерации внесено положение о том, что молодёжная политика является предметом совместного ведения федерального уровня власти и региональной власти. 

Во-вторых, принятие федерального закона о молодёжной политике — базового федерального закона, создающего единое правовое поле в сфере молодёжной политики и в рамках которого смогут взаимодействовать все субъекты, осуществляющие деятельность в указанной сфере.

О необходимости принятия закона о молодёжной политике начали говорить ещё в СССР. В апреле 1991 года был подготовлен закон СССР «Об общих началах государственной молодёжной политики в СССР». Но в декабре того же года государство распалось, и в состав нормативных правовых актов Российской Федерации этот закон не вошёл. В 1992 году был принят Указ Президента Российской Федерации № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодёжной политики», в котором осуществление целостной государственной молодёжной политики в России было признано одним из приоритетных направлений социально-экономической стратегии государства. В июне 1993 года Верховный Совет РФ своим постановлением утвердил «Основные направления государственной молодёжной политики в Российской Федерации», а в 2014 году опубликованы «Основы государственной молодёжной политики Российской Федерации на период до 2025 года».  Это основополагающие документы.

В целом, за весь этот период (с 1992 по 2020 гг.) было принято достаточное количество различных нормативных правовых актов, детально регулирующих общественные отношения в области социальной поддержки молодёжи, её образования и воспитания. Все они и составляют законодательство нашей страны о государственной молодежной политике. Нет только базового федерального закона, поскольку все попытки его принять успеха не имели. Отметим в порядке хронологии те законопроекты, которые были приняты к рассмотрению, но отклонены в процессе (были и такие, которые не дошли даже до первого чтения)

Законопроект № 98059899–2 «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации». Был внесён группой депутатов ГД РФ в 1998 году. Сначала всё шло отлично, концепция в целом была одобрена почти единогласно; законопроект был поддержан Правительством РФ, но Совет Федерации 2 июля 1999 года его отклонил. Парламентарии-авторы не сдались; была создана согласительная комиссия для преодоления разногласий. Затем выработан согласованный проект закона, принятый Государственной Думой 27 октября 1999 года и одобренный Советом Федерации 11 ноября того же года. Но, несмотря на все предпринятые усилия, президент законопроект отклонил (президентское вето). 

Почему так вышло? В его письме к Федеральному Собранию говорилось, что статьи основной главы «Приоритеты государственной молодёжной политики в Российской Федерации» излишне декларативны и не имеют механизма реализации. Ответственный за законопроект Комитет ГД РФ по делам женщин, семьи и молодёжи с этим решением не согласился. Была создана ещё одна согласительная комиссия, но и это не помогло, и законопроект № 98059899–2 окончательно сняли с повестки дня. Та же участь постигла внесённый группой депутатов ГД РФ законопроект № 428343–4 «О государственной молодёжной политике в Российской Федерации», который находился на рассмотрении почти 10 лет — с мая 2007 года по март 2017 года.  В этом случае комитеты Совета Федерации законопроект одобрили, а Правительство РФ не поддержало, посчитав проект излишне финансово затратным, требующим выделения дополнительных бюджетных средств. 

В 2013 году очередной законопроект — № 340548-6 «Об основах государственной молодёжной политики в Российской Федерации» был внесён депутатами Орловской областной Думы. В нём была закреплена глава о разграничении полномочий, предусматривающая обширный перечень исключительных полномочий органов государственной власти Российской Федерации. Но авторы предложили обеспечить финансирование федеральных целевых программ и мероприятий молодёжной политики за счёт средств федерального бюджета и внебюджетных источников, без участия бюджета субъекта. По этой причине законопроект и был отклонён правительством — оно опять указало на недостаточность федеральных средств. 

Работа над актуальным законопроектом  № 993419-7 «О молодёжной политике Российской Федерации» была начата рабочей группой при Совете Федерации в 2017 году (ответственный  Комитет ГД РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи; комитеты-соисполнители — Комитет ГД РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления и Комитет ГД РФ по делам национальностей). Предполагалось, что документ будет вынесен на рассмотрение нижней палатой в январе 2020 года. Но в связи с подготовкой и проведением референдума по поправкам в Конституцию, рассмотрение отложили до июля. После того, как одобренные общероссийским голосованием поправки вступили в силу, работа продолжилась (уже с учётом поправок, включая ст. 72).  22 июля 2020 года законопроект был внесён в Государственную Думу и принят к рассмотрению; 11 ноября состоялось первое чтение. За это время рабочая группа получила положительные отзывы на законопроект от региональных органов государственной власти: 85 — от исполнительных органов субъектов Российской Федерации и 77 —  от законодательных органов субъектов Российской Федерации. Концепция законопроекта была поддержана Комитетом Совета Федерации по социальной политике, Комитетом ГД РФ по делам национальностей, Комитетом ГД РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления — с учётом замечаний. Общественная палата законопроект тоже поддержала, предъявив рекордное количество поправок. И, наконец, законопроект одобрило правительство Российской Федерации — при условии его доработки ко второму чтению.

Предложений и поправок поступило достаточно и от органов государственной власти, и от общественных организаций. Но законодатели успели, и 23 декабря 2020 года базовый федеральный закон о молодёжной политике, о необходимости которого говорилось столько лет был принят в третьем, окончательном чтении.

В целом получился такой правоустанавливающий «векторный», как назвали его авторы, закон. Изменилось название: теперь это федеральный закон не о «государственной молодёжной политике», а просто — о «молодёжной политике», поскольку здесь она определена как «сфера совместного сотрудничества, активного взаимодействия и ответственности государства, институтов гражданского общества, непосредственно самих молодых граждан». Закон устанавливает единый понятийный аппарат, используемый в сфере молодёжной политики (на уровне федерального документа — впервые): молодёжь (молодые граждане) — социально-демографическая группа, включающая в себя лиц в возрасте от 14 до 35 лет, имеющих гражданство Российской Федерации и постоянное место жительства в Российской Федерации или проживающих за рубежом; молодая семья — лица, не достигшие 35-летнего возраста и состоящие в заключённом в установленном законодательством Российской Федерации порядке браке, в том числе воспитывающие ребёнка (детей), либо гражданин, не достигший 35-летнего возраста, являющийся единственным родителем (усыновителем) ребенка (детей); молодёжные общественные объединения — зарегистрированные в установленном законом порядке международные, общероссийские, межрегиональные, региональные, местные молодёжные объединения лиц в возрасте от 14 до 35 лет, объединившихся на основе общности интересов, а также субъекты, осуществляющие деятельность в сфере молодёжной политики… 

Дальше идут правовые основы, цели, принципы и основные направления реализации молодёжной политики.  

Следующая статья — о формах участия субъектов (молодёжи, молодых семей и пр.) в реализации молодёжной политики. И самая важная часть (ст. 8, 9 и 10), по которой больше всего замечаний, — о полномочиях органов государственной власти и местного самоуправления в сфере молодёжной политики. За ней три заключительные статьи — информационное обеспечение, мониторинг реализации молодежной политики и международное сотрудничество. Закон включает всего 13 статей. 

Средства массовой информации, сообщая о новом законопроекте, выделили, в основном, тему расширения возрастных границ категории «молодежь («Госдума одобрила проект о повышении возраста молодёжи», «Молодёжи добавили лет», «Растёт инфантильность: молодёжи добавят пять лет» и т.п.). Хотя в повышении возрастной границы ничего удивительного и нелогичного нет. Современные молодые люди, и об этом говорят все социологические исследования, дольше взрослеют, не торопятся создавать семью и рожать детей, поскольку настроены на самореализацию и построение успешной карьеры. Да и пенсионный возраст подняли, так что законодатели поступили вполне резонно.  Общественная палата РФ в своих поправках предлагала предусмотреть в законопроекте дополнительное подразделение молодёжи на возрастные группы, учитывающие особенности статуса детей в действующем законодательстве: там от 14 до 18 — дети, а тут молодёжь. Но в окончательной редакции всё осталось так, как и было. И это правильно, поскольку у каждого федерального закона, содержание которого направлено на реализацию и защиту основных гарантий, прав и законных интересов ребёнка, есть свои цели, относительно которых и даётся определение объекта (ребенка/детей). Например, Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» направлен на создание правовых, социально-экономических условий для реализации прав и законных интересов детей, закреплённых в Конституции Российской Федерации; имущественные и личные неимущественные отношения с участием детей регулируются Гражданским и Семейным кодексами, и так далее — вплоть до УК РФ. Соответственно, для целей Федерального закона «О молодёжной политике в Российской Федерации», регулирующего отношения, возникающие между субъектами, осуществляющими деятельность в сфере молодёжной политики, при формировании и реализации молодёжной политики в Российской Федерации», включение граждан от 14 до 18 лет в категорию «молодёжь» вполне допустимо и никак не ограничивает эту группу в реализации их иных законных прав.

Если верить данным статистики, новый федеральный закон увеличил численность молодёжи на 12.7 млн человек. Значит, теперь различными мерами государственной поддержки (не только социальной), сможет воспользоваться гораздо большее число молодых людей.

Необходимо упомянуть ещё один важный момент. Закон предусматривает, что иными федеральными и региональными законами, указами Президента, постановлениями Правительства РФ при реализации молодёжной политики и установлении мер поддержки может устанавливаться иной максимальный возраст молодёжи, но — только в сторону увеличения.

Материалы по законопроекту № 993419-7 «О молодёжной политике Российской Федерации» можно посмотреть здесь.  

Нормативные акты, упомянутые в этой статье, можно найти в разделе «Молодёжная политика СНГ» нашей Электронной библиотеки «Молодёжь России»