Технологии карьерной навигации: перспективы, тренды и задачи

Сергей Гиль

 

17 декабря 2019 года в Российской государственной библиотеке для молодёжи состоялся деловой завтрак Экспертного совета и Клуба модераторов улучшений в образовании Национального чемпионата «Карьера в России». Участники мероприятия обсудили цели и календарный план проекта на 2020 год, а мы попросили научного руководителя Чемпионата, доктора педагогических наук, профессора Сергея Сергеевича Гиля рассказать о его взгляде на развитие системы карьерной навигации молодёжи в России и роли, которую в ней могут сыграть библиотеки.

Традиционно ключевым инструментом для эффективного входа молодёжи в профессиональную жизнь принято рассматривать профориентацию. Это положение не потеряло своей значимости и в условиях изменений, практически перманентно идущих последние 30 лет. С важной поправкой на то, что профориентация — это система мероприятий и действий по отношению к молодёжи как к субъекту деятельности. Она создаётся миром взрослых в помощь новичкам и ставит своей целью ознакомить молодёжь с миром профессий, профессиональных видов деятельности, бизнеса и образования; помочь молодым людям выбрать тот мир деятельности, который более всего соответствует их потенциалу, интересам, возможностям.

В то же время изменчивость и неопределённость рыночных условий, дефицит рабочих мест для профессиональной деятельности востребуют от молодёжи наличия собственной системы планирования и деятельности. Такой, при помощи которой молодой человек как минимум, не конфликтуя с собственным жизненным и профессиональным выбором, сможет выстроить продуктивные отношения с работодателем и коллегами «по цеху» в статусе наёмного работника; с клиентами, партнёрами, регуляторами — в статусе предпринимателя, самозанятого. Такой, когда он самостоятельно и постоянно сможет выстраивать свои отношения с окружающим миром и организовывать профессиональную/должностную деятельность, приносящую ему доход и создающую возможность для удовлетворения важнейших потребностей в признании, в росте, в самореализации. Как на рабочем месте, в выбранной трудовой роли, так и параллельно с реализацией трудовой роли, в формах творчества и саморазвития.

Для определения такой сложной системы самонавигации в мире труда, карьеры и жизненного самоопределения команда Национального чемпионата профессий и предпринимательских идей «Карьера в России» и выбрала, сконструировала понятие «карьерная навигация» — сложный инструмент, который должен быть передан молодому человеку для освоения и применения в течение всей трудовой и профессиональной жизнедеятельности.

Кто является, помимо молодёжи, главнымы интересантами в карьерной навигации?

Во-первых, это бизнес, принимающий на работу кадры с квалификацией и заинтересованный в минимизации затрат на «доводку» новых сотрудников до необходимого профессионального уровня и в продуктивном служении каждого сотрудника. Именно бизнес более всего активно применяет ресурсы карьерной навигации в качестве инструмента внутреннего мотивирования и развития сотрудников, специально проектирует и вовлекает сотрудников в систему карьерных траекторий в компании.

Во-вторых, это система и организации образования, именно в условиях неопределённого, хаотичного рынка ещё более, чем в спокойное время, заинтересованные в том, чтобы выпускники с высоким уровнем компетенций и квалификаций приносили образованию репутацию надёжного поставщика кадров и центров развития человеческого потенциала. Образование всё ещё аморфно воспринимает идеи и задачи карьерного планирования и навигации, обращаясь в понимании задач карьерной навигации к негативным характеристикам понятий «карьеризм».

В-третьих, это органы местного самоуправления и регионального управления, заинтересованные в устойчивости развития территорий. Именно им вместе с федеральным центром сегодня принадлежат инициативы по развитию социальных и карьерных лифтов для молодёжи в целях максимально эффективного её вовлечения в применение своих ресурсов для решения значимых амбициозных задач, будь то сфера труда или волонтёрство.

При этом именно молодые люди в этой системе отношений являются главными акторами и двигателями, основными носителями мощного человеческого ресурса.

Почему? Потому что именно молодёжь обладает наибольшим объёмом потребностей и наименьшим ресурсом для их реализации — за исключением собственного человеческого потенциала. Потребности, по образному выражению основоположника направления диалектического материализма в мировой философии Карла Маркса, являются главными движущими силами человека.

Главные потребности молодого возраста сообразно законам психофизиологии, социального развития — самовыражение, пробы себя и обретение самого себя. Поэтому молодой человек должен попробовать всё, что важно для его понимания мира труда и профессий, трудовых отношений: трудовые роли, деньги — отсутствие денег, вкус дела — отсутствие вкуса к делу, увлечённость/влюблённость и рутину/нудность труда, проектную деятельность, технологическую деятельность. Именно пробы создают возможность для выбора ценного, важного, необходимого. А рефлексия проб поможет выбрать, взвесив «за» и «против», что именно для молодого человека значимо как цель, что имеет значение как инструмент, к каким работам он будет стремиться и чем он сможет зарабатывать деньги. И чем более вариативная и хорошо отрефлексированная у него эта картинка, тем больше надежды на его устойчивость.

Профессиональные пробы — это важнейший элемент и профессиональная технология в системе карьерной навигации и развития. Это специально спроектированная для молодёжи краткосрочная (до трёх рабочих дней) поисково-трудовая деятельность в области профессии, организуемая наставниками, мастерами профессий для «полноценного проживания» молодыми людьми специфики труда в условиях, максимально приближенных к производственным. Ключевое условие продуктивных проб — прямое вовлечение молодых людей в качестве подмастерьев в решение подготовленных задач, кейсов при поддержке наставника с выходом на изготовление типичного образца продукта в профессии. У ребёнка должно быть понимание, что у него получается, благодаря чему он может зарабатывать деньги и чего он хочет на самом деле. Насколько то, чего он хочет, и то, что он может, совпадает? Очень важно не лукавить перед детьми. Профпробы позволяют снять фантазийные карьерные ожидания, показывают молодым людям, каким может быть путь от получения образования до эффективного применения своего профессионализма.

К числу эталонных с позиции результативности профориентации и профпроб в мире относят Германию и Финляндию. В первой профпробы — это часть системной политики труда и занятости. Службы занятости в Германии координируют их организацию сообразно жизненному циклу задач и интересов молодёжи и населения. Первый трек — организация профессиональных проб и консультаций для школьников с 7-го по 9-й классы. Второй трек — для выпускников школ, профобразования, ВУЗов. Третий — для взрослого населения, меняющего и рабочие места, и профессии. Профпробы в такой системе являются органичным элементом актуализации интересов и помощи молодым людям и населению в решении практически значимых вопросов выбора.

При этом профпробы — это ниша ответственности и интересов бизнеса и территорий. Именно они являются заказчиками для выбора молодыми людьми своих будущих профессий и рабочих мест. Для отечественной практики профориентации — это всё ещё не до конца развёрнутый и принятый сторонами тезис.

В то же время важнейшим условием для продуктивной профориентации и персональной карьерной навигации является избыточность выбора и доступная возможность рефлексивного диалога с молодёжью на основе корректного анализа кейсов, проблем и её задач.

В решении этой задачи — обеспечения избыточности возможностей для карьерной навигации молодого человека — могут сыграть «умные» организации. Например, библиотеки, применив свой «книжный» ресурс в формате актуализирующих диктантов, тренингов, рефлексий, дидактических игр. Библиотеки способны выступать и в роли модераторов персональных отношений молодёжи с важнейшим субъектом всей системы профориентации — образованием.

Роль образования в карьерной навигации молодёжи, конечно, во многом определяющая. К сожалению, на текущий момент эффективность этой роли демонстрируется низким показателем: «профессия — трудоустройство по профессии — зарплата».

Ключевые источники такого положения — недостаточность целевых, продуктивных профессиональных коммуникаций между студентом и сферой его профессиональной деятельности в процессе получения образования. Отсутствие рефлексии и персонального планирования, проектирования треков развития школьников, студентов в мире профессиональной деятельности в реальном учебном процессе, непростроенная взаимосвязь между предметами обучения и профессиональной жизнью выпускника.

Все эти выводы — результат почти 12-летних наблюдений и практик команды «Карьеры в России» (КВР) с 2008 года. Как команда учёных и технологов мы понимаем, что наша ключевая миссия — соединить бизнес, образование и молодёжь в полезном взаимодействии, при помощи которого Выпускник (а он не только носитель ЗУН, компетенций, квалификаций, но в первую очередь человек) будет способен самостоятельно строить свою профессиональную жизнь, планировать и воплощать карьерные треки, полезные для его жизни в целом.

Сопоставляя лучшие мировые, эталонные по соотношению затраты-результат практики профориентации, мы внедряем и популяризируем инструменты и методы карьерной навигации для жизненной устойчивости российской молодёжи и продуктивности взаимодействия всех субъектов рынка труда: бизнеса, образования, территорий.

Вместе с библиотечным сообществом — самой доступной для молодёжи сетью «умной поддержки и навигации» — мы можем в 2020 году сделать следующее:

— Развернуть игровые METOD-хакатоны «карьерной навигации» для преподавателей школ, колледжей, вузов, психологов, тренеров, наставников, для сотрудников служб занятости. Чтобы аккумулировать лучшие практики и методы уровневой профориентации/навигации, доступные для последующего тиражирования и применения в массовой школе, колледже, вузе, центре занятости и карьеры. По уровням: уровень 1 — базовые компетенции. Это квалификация массовых педагогов, которым необходимы самые простые способы профориентации на уроке; уровень 2 — организатор профессиональных проб; уровень 3 — аналитик-координатор, который понимает состояние рынка, понимает состояние субъектов рынка и умеет давать эффективную координацию и диагностику состояния каждого из участников;

— Провести SKILL-хакатоны, специально спроектированные по КВР-методике игры для молодёжи, преподавателей, бизнеса, в ходе которых участники исследуют, опишут и представят SKILL-профили профессий, которые имеют, по их мнению, самое большое значение в экономике территорий — сегодня и в десятилетней перспективе.

— Выступить соорганизаторами Карьерного диктанта — сетевой игры для рефлексии и проектирования продуктивных карьерных траекторий молодёжи на основе согласованного понимания взрослыми, молодёжью, бизнесом ключевых понятий современной трудовой и карьерной жизни.