Цифровые кураторы и библиотека: ищем точки пересечения

Ирина МИХНОВА

Казалось бы, зачем искать точки пересечения интересов библиотеки и цифровых кураторов (консультантов в области развития цифровой грамотности населения) — они ведь очевидны. Правда, пока только библиотекарям, и то далеко не всем. Что касается разработчиков профессионального стандарта, то меньше всего они держали в своей голове образ библиотеки. Скажем больше, они даже не думали о ней, приводя примеры экономической деятельности, занимаясь которыми та или иная организация могла бы правомерно претендовать на наличие в своём штате такого сотрудника, как цифровой куратор (со всем его многообразным функционалом). А сейчас задумались и готовы к конструктивному разговору…

Вопрос о том, почему при разработке профстандарта новой профессии библиотека оказалась забытой, встал перед отраслью, представители которой совсем недавно позиционировали свои учреждения как местные информационные центры для населения. И стоит ли удивляться этому? Ведь сегодня библиотека предлагает себя внешней среде преимущественно как культурно-просветительский, досуговый центр, место общения и коммуникаций.

Поскольку информация и «цифра» сегодня не существуют друг без друга, то вопрос требует более жёсткой постановки: как долго российская библиотека в её нынешней роли способна существовать в цифровом обществе и будет ли она нужной активно заявляющему о себе цифровому поколению.

Но прежде разберёмся, кто они, эти «цифровые кураторы», откуда появились и какова их предполагаемая миссия в обществе.

История вопроса такова. В 2017 году Российское общество «Знание» (его председатель Л.Н. Духанина является также заместителем председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке) предложило Министерству труда и социальной защиты РФ создать новую профессию в рамках просветительского проекта в сфере социальной защиты и занятости населения «Цифровая грамотность населения». На то были веские основания: согласно исследованию Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 67 млн людей в нашей стране не владеют компьютерными технологиями и цифровой грамотностью.

Прежде всего речь идёт о 31,2 млн граждан страны старше 60 лет. Именно они тянут вниз индекс цифровой грамотности населения России (согласно исследованиям, он составляет 4,5 из 10 пунктов). Уточним: основные компоненты цифровой грамотности населения — цифровое потребление (знание и использование интернет-услуг для работы и жизни), цифровые компетенции (навыки эффективного пользования технологиями), цифровая безопасность (основы безопасности в Сети).

Непосредственным же поводом стала широко анонсированная городская программа «Московское долголетие». Участники программы, наряду с другими занятиями, получили возможность на курсах компьютерной грамотности освоить компьютер, мобильные приложения, интернет. Им это нужно, по мнению разработчиков программы, чтобы находить необходимую информацию, делать покупки или совершать платежи не выходя из дома, пользоваться городскими электронными услугами, общаться с родственниками и знакомыми онлайн…

Разрабатывался проект профессионального стандарта в партнёрстве с Московским городским педагогическим университетом, Национальным исследовательским ядерным университетом «МИФИ», Национальным исследовательским технологическим университетом «МИСИС», Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании и одной из крупнейших групп компаний на российском рынке информационных технологий АО «ЛАНИТ».

Минтруда поддержало проект, и уже 31 октября был подписан, а 19 ноября 2018 года зарегистрирован Минюстом новый профессиональный стандарт «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)». «Цифровой куратор — профессия цифрового мира! — так позиционируют разработчики эту профессию. — Для молодёжи — ранний профессиональный старт. Для старших поколений — социальная включенность и профессиональное долголетие».

Таким образом, у россиян появилась новая возможность самореализации в современной профессии, доселе официально не существовавшей. Речь идёт о дипломированных специалистах, которые смогут консультировать других по вопросам применения цифровых технологий и сервисов.

Честно признаемся, разобраться в процедуре подготовки «цифровых кураторов» оказалось не просто.

Итак, обучение профессии будет проходить на специализированных площадках, которые планировалось создать до конца 2018 года. Люди пенсионного возраста будут учиться в центрах цифровой грамотности за счёт квот, выделяемых в рамках Национального проекта «Цифровая экономика России—2024». За подготовку старшеклассников смогут платить родители, заинтересованные в получении их детьми первой (довузовской) профессии, или школы. Успешно прошедшие обучение получат сертификат Российского общества «Знание». Они смогут работать, но называться цифровыми кураторами пока не будут. Нужно будет совершить еще шаг.

К началу нынешнего года должны заработать минимум 10 экзаменационных площадок Центра оценки квалификаций, получившего разрешение на свою деятельность в Совете по профессиональным квалификациям в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения. Человек, получивший сертификат, далее сдаёт экзамен в Центре оценки квалификаций. Критерии оценки и само экзаменационное тестирование разработаны Национальным агентством развития квалификаций. Экзамен принимают специальным образом подготовленные цифровые эксперты. (Если мы правильно разобрались с методикой определения стоимости услуг по независимой оценке квалификации, заплатить за экзамен на звание цифрового куратора придётся немного — от 5 до 7 тыс. рублей.)

По итогам выдаются удостоверения/свидетельства на новую специальность. Их обладатели попадают в официальный Реестр сведений о проведении независимой оценки квалификаций, который будет размещён на сайте Министерства труда и занятости. (Подобный, видимо, Реестру аккредитованных экспертов и экспертных организаций на право проведения экспертизы информационной продукции в соответствии с ФЗ-436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».)

Иными словами, разными способами и на разных финансовых основаниях получив необходимые знания (в частности, в центрах цифровой грамотности, постепенно создаваемых Российским обществом «Знание» во всех регионах), можно консультировать, обучать, просвещать население в области цифровой грамотности. Но официальный статус цифрового куратора будет только у того, кто пройдёт экзамен в Центре оценки квалификаций и попадёт в Реестр.

Это важно понимать, потому что интернет уже пестрит предложениями технических вузов, которые готовы, главным образом дистанционно, готовить цифровых кураторов. Программы же подготовки, как правило, представляют собой набор уже существующих в вузе дисциплин. Вот типичный пример. Из любопытства я попыталась (сделала вид) записаться на такого рода обучение в один из столичных технологических университетов. Он предлагает за небольшие деньги (15 тыс. руб.) пройти дистанционный курс профессиональной переподготовки на базе любого высшего образования по специальности «Цифровой куратор» (в объёме 540 часов). Среди изучаемых дисциплин — устройство ПК (44 ч.), принципы организации и функционирования компьютерных сетей (58 ч.), основные функции операционных и файловых систем (54 ч.), методы обработки текстовой, численной и графической информации (58 ч.), структура баз данных и особенности работы с ними (52 ч.), виды и основные пользовательские характеристики мобильных устройств (42 ч.), основные онлайн-сервисы по оказанию электронных услуг (42 ч.), основы информационной безопасности (54 ч.); этика делового общения, возрастные особенности различных групп клиентов, техники и приёмы общения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников (всего 134 ч.). В целом мы насчитали не менее 15 вузов, уже предлагающих свои услуги по подготовке цифровых кураторов.

Предполагается, что появление новой профессии решит один важный вопрос — занятости, трудоустройства. «Эту профессию смогут освоить люди, которые по разным причинам расстаются со своей прежней работой: решили уйти или сокращаются рабочие места, или их профессия стала неактуальной. Они смогут через систему повышения квалификации, переподготовки получить данную профессию и сами выступать консультантами. Ещё эту профессию могут получить старшеклассники: выпускники школ тоже могут стать цифровыми кураторами, просто пройдя курсы профессионального обучения на школьной скамье, в 10—11 классах». (Источник) При этом школьники вправе претендовать на должность консультанта-стажёра, а люди с высшим или средним специальным образованием (прежде всего, студенты, аспиранты) могут рассчитывать на должность консультанта.

По плану в течение предстоящих пяти лет нужно подготовить не менее 10 тыс. цифровых кураторов во всех регионах России. Те, в свою очередь, должны будут обучить и проконсультировать около двух миллионов человек, желающих стать технологически подкованными, обладать нужными для жизни цифровыми компетенциями.

Возникает правомерный вопрос: где должны/могут работать цифровые кураторы? По мнению авторов проекта, такие консультанты понадобятся и государственным структурам, и частным компаниям. Кроме того, человек всегда может стать самозанятым — консультировать в частном порядке. «Вопрос зарплаты остаётся открытым. Тем не менее знания в области компьютерных технологий, как отметила Любовь Духанина, всегда ценятся адекватно на рынке труда и составляют дополнительную ценность человеку как профессионалу, особенно в „серебряном возрасте“. Возможно, кто-то, освоив наш курс, сможет самостоятельно открыть интернет-магазин или другой онлайн-бизнес, — добавила депутат». (Источник)

Такова в общих чертах идея цифрового кураторства, позиционируемая как проект в сфере социальной защиты и занятости населения. Что же заинтересовало и удивило во всём этом библиотекарей?

В профессиональном стандарте «Консультант в области развития цифровой грамотности населения (цифровой куратор)» приведены виды экономической деятельности, к которым отнесена профессия и за которыми стоят типы учреждений. Это консультативная деятельность в области компьютерных технологий; деятельность по оказанию консультационных и информационных услуг, а также многоцелевые центры и подобные заведения с преобладанием культурного обслуживания; учреждения клубного типа: клубы, дворцы и дома культуры, дома народного творчества; прочие общественные организации, не включённые в другие группы.

Библиотек в этом перечне нет.

А между тем — вот основные трудовые функции цифрового куратора:

  • выполнение подготовительных работ по консультированию граждан в области применения информационно-коммуникационных технологий;
  • проведение индивидуальных консультаций ознакомительного характера, в том числе с применением дистанционных технологий, под руководством специалиста более высокой квалификации;
  • организационно-техническое обеспечение проведения информационно-просветительских мероприятий, направленных на развитие цифровых компетенций граждан;
  • проведение информационно-просветительских мероприятий, направленных на развитие цифровых компетенций граждан;
  • предоставление консультационных услуг по вопросам применения информационно-коммуникационных технологий;
  • консультационное сопровождение развития цифровых компетенций граждан с использованием информационных и образовательных ресурсов;
  • организационно-методическое обеспечение деятельности по предоставлению консультационных услуг в области развития цифровых компетенций.

Даже простое перечисление со всей очевидностью говорит о том, что все трудовые функции цифровых кураторов в большей или меньшей мере соответствуют профилю деятельности именно библиотек, а не организаций, перечисленных в стандарте. И мы знаем, что эти функции — в той или иной мере — реализуются в библиотеках.

И надо сказать, что уже на первом этапе реализации проекта без библиотек не обошлись. Их привлекли в качестве площадок для центров цифровой грамотности, а библиотекари стали первыми претендентами на получение новой профессии.

Один конкретный пример. В ноябре 2018 года Российское общество «Знание» провело конкурсный отбор региональных программ, в результате которого 12 регионов, в том числе и Калужская область, получили эксклюзивное право вести обучение в соответствии с новым профессиональным стандартом. В районном городе Кирове были выбраны две площадки: на базе центра социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и на базе городских библиотек. Уже 23 ноября первое в стране занятие по новой образовательной программе прошло в читальном зале одной из библиотек. Первыми обучающимися стали два библиотекаря и библиограф Кировской ЦБС. Каждый из них должен в дальнейшем набрать группу из семи человек для проведения занятий.

Думается, региональные отделения общества «Знание» скоро придут к пониманию того, что библиотеки — самые оптимальные площадки, способные выполнять функцию центров цифровой грамотности, а библиотекари — очевидные претенденты на роль цифровых кураторов. Есть уверенность, что библиотеки оправдают ожидания. И это будет началом принципиального разворота библиотек навстречу своему цифровому будущему.

Да, задачи, которые должны решать цифровые кураторы, важны. Но сегодня они ограничены рамками просветительского проекта в сфере социальной защиты и занятости населения. Для библиотек этого недостаточно. Они заточены на выполнение значительно большего круга задач, способствующих развитию цифровых навыков самых разных категорий пользователей, прежде всего детей и молодёжи. Ведь цифровые технологии пронизывают всё пространство их жизни. А значит, пространство самих библиотек тоже должно наполниться «цифрой».

Приглашаем продолжить наш разговор 21 марта 2019 года в 15:00 на площадке Всероссийского семинара «Цифровая грамотность населения и библиотека».