Краткая история молодёжной литературы

Эшли Стрикленд, Кэти Беренс

В далёком 1998 году, когда Гарри, Бэлла и Китнисс ещё только собирались занять центральные полки книжных магазинов, Ассоциация библиотечного обслуживания молодёжи (YALSA) Американской библиотечной ассоциации впервые провела «Неделю подросткового чтения» для того, чтобы вырастить молодых любителей книг. В рамках Национальной недели библиотек в США также проводится День молодёжной литературы. Но учитывая тот факт, что молодёжная литература часто оказывается в списках бестселлеров, становится понятно, что многим молодым американским читателям не нужна дополнительная мотивация, чтобы взять в руки книгу. Согласно исследованиям Pew Research Center, пользователи в возрасте от 16 до 29 лет чаще других берут книги в местных библиотеках.

Волшебники, вампиры и антиутопические миры не всегда доминировали в этом жанре. Первый пик популярности молодёжной литературы пришёлся на 1970-е и связан он с появлением наделавшими много шума романами Джуди Блум.

Теперь, когда, по словам эксперта, писателя и бывшего президента YALSA Майкла Карта, книжная индустрия переживает «золотой век молодёжной литературы», все задаются вопросом, почему она стала настолько успешной. Ответ на него может скрываться в её истории.

Зарождение молодёжной литературы связано с периодом Второй мировой войны, когда подростков стали выделять в отдельную демографическую группу. Согласно Майклу Карту, вышедший в 1942 году любовный роман для девушек Морин Дали «Семнадцатое лето» стала первой книгой, написанной и изданной специально для подростков [в США. — Прим. ред.]. Затем последовали другие похожие романы, о любви — для девушек и о спорте — для парней.

Термин «молодёжный» был придуман Ассоциацией библиотечного обслуживания молодёжи в 1960-х годах для обозначения возрастной группы 12—18 лет. Одновременно с этим издатели вдруг понимают, что молодёжная аудитория ими никак не охвачена. В 1967 году выходит книга «Изгои» Сьюзан Хинтон, в которой было отражено то, что издатели искали в произведениях для молодых: прямой разговор о проблемах, с которыми сталкиваются подростки, их сильные эмоциональные потери и приобретения. Хинтон прекрасно знала, что волнует молодёжь, ведь на момент написания книги ей самой было 18 лет.

«Романы того времени — это уже зрелый реализм, обращённый к молодёжи. Эта сосредоточенность на современной культуре и серьёзных темах в молодёжной литературе дала возможность авторам 1970-х писать более откровенно о проблемах молодых людей», — отмечает Майкл Карт.

Первый расцвет молодёжной литературы в США связан с авторами, чьими книгами зачитывались родители нынешних подростков: Джуди Блум, Лоис Дункан и Роберт Кормье. Джуди Блум шокировала читателей темами, которые прежде было не принято обсуждать в подростковой литературе: расизм, подростковый секс, мастурбация, одиночество. Блум не сглаживала неприятные детали взросления, и оказалось, что именно это и требовалось молодёжной аудитории. В 1970 году была опубликована её книга «Ты там, Бог? Это я, Маргарет», а вскоре за ней последовал «Дневник Алисы» о подростковой наркомании. Вообще молодёжные книги 1970-х годов остаются настоящими капсулами времени о жизни в старшей школе и проблеме недопонимания. А такие книги, как «Шоколадная война» Роберта Кормье, привнесли ещё и литературный смысл в молодёжную литературу.

Но как только появилось множество однотипных книг о недопонимании, проблемах в школе, расставании, наркозависимости, молодым читателям быстро наскучили эти шаблонные истории. В 1980-е годы отмечается большее жанровое разнообразие, это и хоррор Кристофера Пайка, и первые книги из серии «Улица страха» Роберта Лоуренса Стайна, и молодёжная драма «Школа в Ласковой долине». 1990-е — время спада молодёжной литературы, обусловленного низким уровнем рождаемости в 1970-х годах в США. А вот результатом бэби-бума 1992 года стало существенное увеличение количества молодых читателей и возрождение молодёжной литературы в 2000-х годах.

«В 1990-е, когда я была подростком, набралось бы, пожалуй, всего три полки с молодёжными книгами, которые я хотела бы прочитать», — вспоминает Шэннон Петерсон, бывший президент YALSA. — Сейчас у меня такое ощущение, что эти три полки превратились в целые стеллажи с книгами».

Впервые книжная индустрия обратилась напрямую к молодёжи именно на рубеже тысячелетий. В книжных магазинах появились обширные отделы молодёжной литературы, приглашающие подростков познакомиться с книгами, предназначенными специально для них. Книги о Гарри Поттере Джоан Роулинг появились очень вовремя и просто взорвали индустрию, а заодно способствовали появлению целого поколения книг в жанре фэнтези для подростков. Успех подхватили Стефани Майер с вампирской сагой «Сумерки» и Сьюзан Коллинз с футуристическими «Голодными играми».

Почему же паранормальные и антиутопические истории так нравятся молодым читателям?

«Точно так же, как подросток находится между детством и взрослой жизнью, паранормальное находится между человеческим и сверхъестественным», — говорит Дженнифер Линн Барнс, автор молодёжных книг, доктор философии и специалист в области когнитивной науки. «Подростки пойманы между двумя мирами: миром детства и миром взрослых, а в молодёжной литературе они могут перемещаться по этим двум мирам, а иногда и по дуальности других миров».

Сейчас, наслаждаясь продолжающимся успехом фантастических жанров и серий, молодёжная литература демонстрирует устойчивый рост и ни в коем случае не идёт на спад.

«Не удивительно, что молодёжная литература, будь то реалистическая или сверхъестественная, всё время изменяется», — отмечает автор и издатель Лиззи Скурник. «Это единственный жанр, который может сочетать в себе два этих начала. Он показывает жизнь подростков в полнейшем хаосе. И это подразумевает постоянные изменения».

Когда в конце 1990-х годов Дэвид Левитан работал над сайтом для молодых авторов PUSH, он в течение четырёх лет общался напрямую с молодыми читателями с целью узнать, что именно они хотят видеть в литературе, адресованной им. «Молодёжь хотела чего-то реального, с чем она имеет дело в своей повседневной жизни», — говорит Левитан. «Это не означает, что книга непременно должна отражать реальность. Им нравятся —Голодные игры— не за реалистичный сюжет, а за настоящие эмоции».

Авторы молодёжных книг не боятся браться за самые глубинные и мрачные темы, с которыми сталкиваются молодые люди, от вопросов самоидентификации и сексуального насилия до употребления алкоголя/наркотиков и суицида. Такие авторы, как Джон Грин, бесстрашно и честно пишут о лучших и худших сторонах взросления, чем и заслуживают доверие читателей.

Будучи подростком, писательница Мэг Кэбот пыталась найти книги, с которыми она могла бы себя соотнести, но однотипные романы про девушек, которые погибли из-за своего выбора, пугали её. Ей хотелось читать «книги о девушках, шпионящих на других планетах».

Сегодня Кэбот — автор 45 молодёжных книг. «Единственное, зачем мы читаем, — мы хотим получить хоть немного надежды, что мы справимся со всем, что с нами происходит. Я знаю, как это бывает сложно в подростковом возрасте, и я понимаю, что такое быть аутсайдером. Я хочу дарить людям эту надежду».

Как отмечает редактор молодёжного раздела журнала Book Club Magazine Элисса Петруцци, поскольку молодёжная литература постоянно меняется, от научно-фантастических, паранормальных и антиутопических до классических романов, писатели могут писать на любую тему, а читатели будут готовы открывать для себя новые миры.

Эксперты отмечают, что сейчас на первый план возвращаются отдельные, не серийные книги в качестве «облегчённой» альтернативы фэнтезийным и антиутопическим сериям, а на рынке сегодня гораздо большее разнообразие авторов и персонажей из различных расовых, этнических и сексуальных групп. Гендерные отличия книг для молодёжи также отходят на второй план, поскольку сейчас одна и та же книга может одинаково нравиться читателям обоих полов.

Поскольку заполнение лакун — это то, в чём молодёжная литература явно преуспевает, несколько лет назад появилась категория книг для «новых взрослых» с двадцатилетними героями, университетской жизнью и вторым этапом взросления. По словам Петруцци, только время покажет, является ли это всего лишь модным трендом или перспективным направлением.

Молодёжная литература пользуется популярностью у читателей всех возрастов, а также позволяет родителям узнать, что волнует их детей. Более того, согласно Bowker Market Research, более половины проданных молодёжных книг за последние годы были приобретены читателями от 18 до 44 лет. Пока некоторые критики пытаются устыдить взрослых за чтение молодёжной литературы, что, безусловно, говорит об их слепоте и плохой осведомлённости в этом вопросе, не пришло ли время почитать её и нам?

Перевели с английского Ирина Чернушкина, Мария Алексеева

Источники:
edition.cnn.com/2013/10/15/living/young-adult-fiction-evolution/index.html
blog.bookstellyouwhy.com/what-exactly-is-young-adult-literature-a-brief-history