Концептуальная библиотечная программа Model Programme for Public Libraries, финансируемая Датским управлением культуры, разрабатывает новые идеи для библиотек будущего, ищет и описывает успешные примеры библиотечной работы и собирает полезную информацию для библиотечного сообщества. Программа выделяет четыре основных функции современной библиотеки: это пространство для учёбы, общения, вдохновения и самовыражения. Концепция вдохновляющего пространства представляется наиболее интересной, актуальной и важной для современных библиотек, работающих с молодёжью.
Одна из ключевых миссий библиотеки — давать пользователям возможность почувствовать нечто новое или получить ценный опыт посредством творчества и историй, рассказанных в литературе, кино, музыке, играх, мероприятиях и т.д. Библиотека как вдохновляющее пространство не только удивляет, мотивирует и стимулирует воображение — она создаёт контекст, в который встраиваются новые знания и впечатления, и налаживает связи между различными источниками информации. Таким образом, библиотечное вдохновляющее пространство должно уметь рассказывать истории, меняться и быть коммуникативным.
Вдохновляющее пространство должно быть полезно как целеустремлённым пользователям, так и тем, кто неторопливо ищет в библиотеке вдохновения. В принципе, пользователи могут переходить из одной категории в другую: человек, пришедший в библиотеку с конкретной целью, вполне может соблазниться чем-то неожиданным, а тот, кто прогуливается вдоль полок в поисках чего-нибудь интересного, будет чувствовать себя комфортнее в чётко организованном библиотечном пространстве. В этом контексте можно также проводить различие между пользователями, уже знакомыми с библиотеками, и теми, кто в библиотеках новичок.
Путь к новым впечатлениям
В библиотеке города Йёрринга красная лента, протянувшаяся через всё помещение, как кровеносный сосуд, связывает пространство воедино, мотивирует посетителей пользоваться новыми возможностями библиотеки и вступать в диалог со своим окружением.
Указатели на полу и на стенах позволяют ориентироваться без проблем — библиотека района Рентеместервай в Копенгагене использует и то, и другое. В библиотеке района Эрестад посетителей на входе ожидает интерактивный план помещения. Определённые точки на плане показывают библиотечные ресурсы: дотрагиваясь до экрана, посетитель может получить информацию о том, что и где находится, в виде текста, изображений или видео.
Чтобы помочь пользователям-новичкам, которые неуверенно чувствуют себя в библиотеке, несколько финских библиотек перешли на новую модель работы библиотекарей: вместо того, чтобы сидеть и ждать, когда к ним кто-нибудь обратится, они теперь свободно перемещаются и первыми заговаривают с гостями. По такому же принципу работают и в Дании: в Эрестадской библиотеке сотрудники с айпадами общаются с посетителями в зале на равных.
Простота и сюрпризы
Дизайн интерьера библиотеки должен быть направлен на то, чтобы ясно и доступно представлять материалы. Это становится возможным, когда библиотека разделена на зоны. Планировка и мебель должны давать возможность случайно находить что-то новое и интересное.
В центральной библиотеке Ольборга выделено несколько помещений с различными функциями: в «Оазисе» посетители могут углубиться в чтение художественной литературы, в «Пульсе» выставляются самые актуальные материалы, на «Сцене» проводятся кинопоказы, музыкальные и театральные мероприятия; «Мастерская» поощряет активное творчество, а «Лаборатория» — освоение информационных технологий. «Зона» — это особенно вдохновляющее место, где бок о бок представлены разные виды материалов, современные и классические, популярные и нишевые.
Библиотека Роскилле оборудовала интерактивную цифровую выставочную зону в рамках проекта «Litteraturen finder sted» («Литература происходит»): здесь читатель должен сам проявить активность, чтобы литературное произведение имело смысл. Например, можно поучаствовать в создании стихотворения.
Во многих нидерландских библиотеках пользователей классифицируют по рыночному принципу. В Новой библиотеке в Алмере, обустроенной практически как книжный магазин, есть такие зоны, как «Высокое напряжение», где выставлены триллеры и прочие книги, которыми интересуются в основном мужчины, и «Стиль жизни», расположенный рядом с зоной для самых маленьких, где стоят книги, предназначающиеся в основном для женщин. Принцип расстановки материалов быстро становится понятен читателям благодаря чётким указателям во всех зонах; здесь каждый легко может найти свой «уголок».
Вдохновляющие неожиданности
Библиотека должна оставлять место для неожиданностей, вдохновлять читателей попробовать что-то новое. Чтобы достичь такого эффекта, можно создать несколько маршрутов по библиотеке, что мы видим, например, в библиотеке Йёрринга (см. выше). Таким образом, пространство поощряет новые открытия и позволяет узнавать новое на пути. В библиотеках Алмере и Спейкениссе в Нидерландах также есть «тропы вдохновения», которые проводят посетителей через разные зоны.
Понятные указатели, планы помещений и прочие пространственные маркеры, которые помогают найти то, что ищешь, также стимулируют любознательность посетителя. Новым открытиям также способствует сопоставление разных тем, материалов, жанров, мероприятий и пространств.
Определённый уровень хаоса, созданного сотрудниками или читателями, пробуждает интерес, заставляет присмотреться повнимательнее, полистать страницы. Ящики с книгами или выставочные подиумы помогают держать «беспорядок» в узде.
Места для сидения — как для большого количества читателей, так и укромные уголки на одного — помогают сконцентрироваться и углубиться в изучение материалов.
«Кодирование» пространства
Сегодня архитекторы, дизайнеры и художники усиленно работают над созданием настроения, атмосферы и впечатлений, соответствующих цели, которой служит пространство, и целевой аудитории. Библиотека может быть «хипстерской», ориентированной на креативный класс, как Публичная библиотека Амстердама, или, наоборот, одинаково приветливой для всех, где пользователи-новички могут чувствовать себя, как дома, например, Пекхэмская библиотека в Лондоне или «Гараж» в Мальмё.
Библиотечное пространство должно вдохновлять и пробуждать любознательность, ярко и интерактивно выставляя напоказ библиотечные ресурсы и демонстрируя свои возможности.
Центральная библиотека Орхуса запустила проект «Forvandlingsrum» («Трансформационное пространство»), который разрабатывает новые возможности вовлечения пользователей в пространство. Однако пространство может производить впечатление само по себе, когда свет, звук и обстановка увлекают читателей и стимулируют их чувства. В ультрасовременной нидерландской библиотеке Флорианде можно изменять освещение в зависимости от того, какое настроение необходимо задать.
Пространство как история
«Библиотека впечатлений» в городе Серритос недалеко от Лос-Анджелеса выбрала своей главной темой — в духе находящегося поблизости Диснейленда — путешествия во времени, чтобы заинтересовать посетителей, которые обычно не ходят в библиотеку. В детском отделе властвует тема «Спасём планету»: здесь посетителей ждёт скелет тираннозавра, совсем как настоящий, огромный аквариум с солёной водой и искусственное дерево из джунглей.
В центральной библиотеке Йёрринга яркий интерьер с намёками на лабиринт напоминает о петляющих улочках этого средневекового города. Само пространство побуждает читателей отправиться в путешествие, следуя по красной тропе, проложенной через всё просторное помещение библиотеки, или заглянув в одну из маленьких ниш, скрывающих новые сюрпризы.
Обстановка может также играть и более архитектурную, эстетическую роль, когда пространство создаёт особую атмосферу. Стеклянный фасад «Календаря света» — нового крыла городской библиотеки Мальмё, построенного Хеннингом Ларсеном, использует перемену освещения в течение дня и года, чтобы создать практически священное пространство, напоминающее об изменчивости жизни.
С другой стороны, огромная «Гостиная» в Публичной библиотеке Сиэтла выглядит как грандиозная теплица, дающая свет и жизнь душе и разуму.
В Пекхэмской библиотеке в Лондоне большие «органические» конструкции контрастируют с прямыми линиями. Эти конструкции, обшитые светлым деревом и похожие на огромные семена, придают всему интерьеру тёплый и немного сказочный характер, что подчёркивается также красными коврами. «Органические» конструкции используются для проведения встреч для небольших групп и в качестве детских игровых комнат.
Наконец, стильный белый интерьер Публичной библиотеки Амстердама можно рассматривать как ироническое осмысление информационного общества будущего. Футуристическое видение деконструируется благодаря многочисленным историческим экспонатам, таким, как винтажный мотоцикл, выставленным на витринах.
Сцена
В большинстве крупных библиотек уже давно существует зал для проведения мероприятий. На смену такому подходу приходит новая тенденция — превращать само помещение библиотеки в пространство для мероприятий и встраивать в библиотечный интерьер небольшие уголки для общения. Этот путь выбрала Публичная библиотека Люнгбю, где прошёл большой показ перешитой винтажной одежды.
В городской библиотеке Мальмё большой холл, «Календарь света», можно быстро трансформировать в конференц-зал на 250 мест, просто отодвинув книжные полки на колёсах. Здесь можно провести любой мероприятие: от презентации книги до празднования китайского Нового года с постановкой Пекинской оперы.
В Публичной библиотеке Амстердама есть как конференц-зал на 275 мест, так и несколько небольших мест для мероприятий и выставок по всей библиотеке. В отделе с фильмами есть Синематека, а в отделе художественной литературы — сцена для встреч с писателями.
Гибкая сцена в библиотеке Обю
«LitteraturStedet» («Литературное место») — это особая зона в библиотеке Обю, пригорода Орхуса, где выставляется художественная литература. Книги и другие объекты раскладываются на специальных полках, а кроме того, литература представлена и в цифровом виде на одном большом и двух маленьких экранах. В пространство также встроена небольшая сцена и место для встреч. Специально под это пространство библиотека собрала небольшую коллекцию публикаций малых издательств. Сцена используется для проведения тематических выставок, встреч с писателями и другими профессионалами книжной сферы, включая местных деятелей литературы, а также других мероприятий, где предусмотрено участие посетителей библиотеки.
Перевела с английского Ирина СОКОЛОВА
Источник: modelprogrammer.kulturstyrelsen.dk